Богиня охоты

Прекрасно понимаю, что два поста подряд,  да еще и о балете, не всем по душе. Но пройти мимо этого спокойно не смогла. Диана Вишнева, потрясающе красивая женщина и прекрасная балерина, появилась на страницах журнала Vogue Россия (сентябрьский номер). Для тех, кто по каким-то причинам этот журнал не купил, привожу ниже ее интервью со своими пометками.

Этой осенью Диана Вишнева представит свой новый проект – “Диалоги”, где исполнит хореографию Марты Грэм, Джона Ноймайера и Пола Лайтфута. “Диалоги” окончательно подтвердят статус Вишневой как главной современной русской балерины.

Я пришла в Мариинский театр на премьеру «Парка» Анжелена Прельжокажа — специально на Диану Вишневу, которая танцевала сольную партию. За месяц до того парижская опера показала каноническую версию «Парка» в Большом театре. Блистательный, прозрачный, но холодноватый и отстраненный спектакль. Диана Вишнева взорвала его изнутри. Станцевала не по-французски, а по-русски — про страсть-борьбу-смерть. Когда в знаменитой мизансцене с бесконечным поцелуем партнер закружил ее по сцене, эффект гибельного восторга на краю бездны был таким сильным, что в зале раздались вскрики.

Я вспомнила, как впервые увидела восемнадцатилетнюю Диану в мариинском «Дон Кихоте». Шел 1995 год. Она стрелой вылетела на сцену, сверкая черными глазами, ослепляя улыбкой и так неистово взмахивая веером, что, казалось, он заменяет ей крылья. В зале зашелестели программками: «Кто эта девочка?» Но настоящие балетоманы уже знали кто. За год до «Дон Кихота» ученица Вагановского училища выиграла одну из главных балетных наград — Prix de Lausanne. Причем выиграла с миниатюрой «Монолог Кармен», которая длилась меньше двух минут. Посмотрите этот номер на YоuTube, и вы увидите, что даже старая запись кажется наэлектризованной.

Ровно такие же разряды проносились сегодня над мариинским залом.

Жених Дианы и по совместительству — ее агент Костя ведет меня за кулисы, где Диана, надев на босые ноги шерстяные красные валеночки, дает интервью тележурналистам. Она застенчиво жмет мне руку: «Спасибо, что приехали на премьеру». Рядом с ней сам хореограф Прельжокаж позирует с розой в руке — манерный, как юная девушка. Я спрашиваю его, что он может сказать про сегодняшнюю Диану. И получаю ответ, столь же претенциозный, как его позы: «Описать ее невозможно, как эту розу. Так же прекрасна и так же сложна».

На следующий день Диана Вишнева сидит в холле питерской «Астории» — маленькая, хрупкая, вся в черном — маленькое черное платье, маленький черный кардиган, маленькие черные ботинки без каблуков. Она очень устала — вчера премьера «Парка», ночью деловые встречи, сегодня визит к врачу и к своему любимому дизайнеру Татьяне Парфеновой, завтра снова в самолет. Машинально размешивает ложечкой черный чай, но не прикасается ни к печенью, ни к орешкам, ни к пирожным.

— На диете?

— Нет, что вы, у меня другая проблема, я не успеваю поесть. Утром полноценный завтрак есть не могу — перед репетицией нельзя. После репетиции — тоже особо не могу. Ем нормально только вечером — заезжаю к родителям и мама меня кормит. Дома я вообще не готовлю. Если у меня есть свободное время, то я же не буду его на это тратить, правда? Зато обожаю с детства творожные сырки. Если не съем сырок с утра, то потом днем думаю: «Блин, чего-то мне не хватает, сырок забыла съесть!»

Она хохочет, смешно морща нос, а я думаю, что Вишнева всегда была символом легкого и счастливого таланта. И вот она сидит передо мной и говорит про усталость, больные ноги, каторжный труд. И по-детски называет ноги — ножками, пальцы — пальчиками, прыжки — прыжочками. И это не имеет никакого отношения к инфантильности. Только почтительная нежность к драгоценным и хрупким инструментам своего искусства.

Она трудоголик и еще маленькой девочкой из мрачного питерского рабочего района под названием «Веселый поселок» говорила маме, что хочет быть героем соцтруда. Ей предстоял и вправду геройский труд — маленькую Диану дважды не брали в Вагановское — данные не подходящие, что-то не так гнется, не туда тянется…

— Я в школе доводила своих педагогов. Света нет, отопления нет, нога болит — все равно хочу работать. У меня на ахиллах было три надрыва, потому что нельзя ребенку так тренироваться. Но я днем ездила к какому-то сумасшедшему врачу, который мне руками убирал эти узлы, а вечером снова шла репетировать.

Все мариинские балеты маленькая Вишнева смотрела с третьего яруса — «там все ступеньки были мои». Первого «Дон Кихота» увидела в одиннадцать лет и навзрыд плакала на своем третьем ярусе, потому что думала, что никогда в жизни не сможет так танцевать. Но прошло восемь лет — и ей, еще ученице, предложили партию Китри.

— И веер в «Дон Кихоте» я сама придумала! Мой педагог Людмила Ковалева мне говорила: «Это невозможно, тебя как парашютом будет относить». Но я это сделала! (имеется ввиду исполнение 32 фуэте с веером )

Диане повезло — она пришла в театр в момент смены поколений. В другие времена ей пришлось бы ждать годами. Но новый энергичный балетный худрук Махар Вазиев сделал ставку на молодых.

Мы тогда, как на работу, ходили то на Ульяну Лопаткину, то на Диану Вишневу. У первой — трагическая отстраненность. У второй — ртутная энергетика. Тогда они казались полярными балеринами, лирической и характерной, Сильфидой и Кармен. Диане долго пришлось этот стереотип ломать, доказывая, что она может танцевать диаметрально разные партии и что она, как говорят в Италии, «балерина абсолюта» — та, которая может всё. Когда несколько лет назад Вишневу позвали приглашенной звездой в Большой, ведущие балерины театра пришли с протестом в директорский кабинет — в театральных кругах этот эпизод окрестили «вишневым чаепитием». Слишком на многое Диана с ее блестящей техникой, фантастической работоспособностью и актерским даром могла претендовать.

Солисткой Вишневу сделали всего через год после прихода в Мариинский театр, а в партнеры ей достался лучший премьер Фарух Рузиматов. Я помню их вместе — и в «Дон Кихоте», и в «Кармен» Ролана Пети. Казалось, на сцене высекаются искры — от столкновения бурных темпераментов и смешения горячих кровей (Диана наполовину татарка). Пожар был неизбежен – и он случился.

— Фарух стал моей первой любовью. Он сложный человек, все время был недоволен — и собой, и мной. Но были минуты такого счастья, что ради них стоило все терпеть. Когда мы с ним танцевали «Кармен», это было что-то невероятное. Как будто что-то посылалось нам сверху. Он был старше меня на тринадцать лет, но на сцене мы были равны, он меня и в жизни воспринимал равной.

А я была совершенным ребенком. И сценическая жизнь так перепуталась с личной, что были моменты, когда я думала: «Господи, только бы живой остаться!» Мы расставались, снова сходились — это была страсть, которая могла закончиться только трагически. И тогда я решила, что мне надо уехать на Запад.

На Западе зрители влюбились в Диану мгновенно и страстно, как Хосе в Кармен. «В Японии очереди выстраиваются, чтобы только к тебе подойти. Они целую ночь могут ждать. Они так благодарны, что ты дала им пережить сильную эмоцию». А американский Vogue написал: “Диана Вишнева – это красота в движении”. Эти слова дали название спектаклю Beauty in Motion, который спродюсировал Сергей Данилян.

Запад означал не только смену партнера и страны. Запад был другой школой, другим репертуаром, другой рабочей этикой. Всем тем, чему на улице Зодчего Росси не учили — как все вагановские выпускницы, Диана не умела использовать свое идеально тренированное тело вне классической лексики.

— В школе я впервые на видео увидела Сильви Гиллем. Меня потрясла эта невероятная физика: «Боже, чем мы здесь занимаемся! Ничего не знаем, ничего не видим, ничего не понимаем!» Надо по-другому работать ногами, по-другому тянуться. Меня сам путь ее поразил — уйти из «Гранд-опера», чтобы танцевать современную хореографию, балеты, сделанные специально на нее…

Известна история с хореографом Уильямом Форсайтом, который снял Диану с роли — за неявку на мариинскую репетицию. Она уверяет, что произошло просто недопонимание, но все равно это стало для нее уроком — никакой звездный статус не оправдывает капризов.

- Ты должна забыть про свою корону. Это трудно, потому что ты вроде звезда, а тебе надо превратиться в пластилин в руках хореографа. Ничто не дает такого адреналина, как работа с хореографом.

Зачем ей, живущей от спектакля до спектакля и от самолета до самолета, ей, у которой все время мучительно, как у Русалочки, болят ножки, этот дополнительный адреналин?

- Балерина все равно запомнится теми работами, которые специально на нее поставлены. Джульетта — Уланова, Плисецкая — Анна Каренина и Кармен. Под балерину должен делаться репертуар, сейчас об этом ни кто не думает, а время уходит. И я во что бы то ни стало должна этого добиваться. Поэтому я и создала свой фонд — театр не будет искать под меня балетмейстеров, я сама должна все организовать.

Ратманский поставил на нее прокофьевскую «Золушку» в Мариинке — но она была там не единственной солисткой. Когда попросила его о персональном спектакле, он задумчиво ответил: «Ну вы ведь и стенку сможете сыграть…» И предложил ей «Лунного Пьеро» Шёнберга, вручив диск с музыкой.

— Я даже пяти минут не могла выдержать. Подумала: «Ну, я, наверное, некультурный человек». А потом поняла, что раз он меня в этой музыке видит, то надо ему до вериться. И все получилось.

Она рассказывает про работу с канадским хореографом Локом, про продолжение проекта «Красота в движении», про то, как важно показать в России Марту Грэм и устроить в Петербурге балетный фестиваль. И про съемки в фильме Хамдамова «Бриллианты», и про несостоявшиеся пробы к «Черному лебедю». И снова, и снова — о том, как важно все успеть и как мало ей отпущено времени.

В “Черного лебедя” ее приглашали на пробы, Диана толком даже не знает, на какую роль – приехать она не смогла, потому что гастролировала в Японии. “Я с первых кадров поняла, что надо забыть, что это про балет. Смотрела только на игру Натали Портман. А все эти балетные истории – чушь, конечно. Зато какая популяризация балета в мире! Как сейчас билеты улетают, вы не представляете“.

— Вы даже не думаете про ребенка?

— Все время думаю. Но говорю себе: надо еще дотянуть немножко. Если я рожу, то возможности тела будут уже ограничены и классику не смогу идеально танцевать. Классика требует абсолютизма.

Очевидно, что семейная жизнь при подобном абсолютистском режиме, когда все человеческие радости положены к «ножкам», не может быть простой. Хотя ей, похоже, наконец, повезло. Со своим женихом Костей (он сделал ей предложение 23 июня, сразу после ее бенефиса в Мариинке) Диана познакомилась на Олимпиаде в Пекине, где была почетным гостем и куда приехала с приятелем-хореографом и огромным чемоданом платьев.

— Каждый вечер мы наряжались и эпатировали людей. Костя меня увидел и спрашивает: «Кто это, что это?» Ему говорят: «Это же самая знаменитая балерина!» А он занимался хоккейным менеджментом и на балете даже ни разу в жизни не был. Набрался смелости только в свой день рождения, который там праздновал. Выпил бокал вина и решился попросить телефон.

— И у вас сразу начался роман?

— Сразу со мной не бывает. Сразу я ему сказала: «Костя, я знаю, чем это закончится. Не получается у меня личная жизнь, видимо, я просто должна своим делом заниматься». Но он был настолько чуток, что мы как-то легко все это преодолели. Я вспоминаю свои прошлые страдания с мужчинами — я их любила, они меня еще больше любили, но не получалось ничего! Такой стресс, такой труд, такой тяжелый график, такая жуткая усталость… Необходимо быть одной, сосредотачиваться, расслабляться, думать… Все посвящено спектаклю, и твой партнер должен этим жить. Костя так и живет, хотя я его ни о чем не просила, условий не ставила. Просто делает для меня все самые простые и все самые важные вещи.

На протяжении нашего двухчасового интервью Костя сидел в дальнем углу лобби «Астории» и терпеливо ждал. И подошел к нам, только когда Диана подала ему знак — с таким счастливым и нежным лицом, что я подумала, как здорово, что ей хотя бы дома ни с кем не надо сражаться и никому ничего не надо доказывать. На сцене она всегда играет борьбу. Борьбу страстей, борьбу с мужчиной, борьбу — как в «Лабиринте» Марты Грэм — с собственными инстинктами. Я говорю ей об этом. Диана в ответ пожимает плечами: «На самом деле я всегда борюсь только сама с собой».

Фото Партика Демаршелье здесь

Автор статьи: Карина Добротворская

About Black_Swan

Оля Воронина: несостоявшаяся балерина, квалифицированный переводчик и любимая жена и мама. Живу в самом прекрасном городе у моря и страдаю неизлечимой формой шопоголизма.
This entry was posted in Балет, Интервью, Книжная полка, Пленники Терпсихоры and tagged , , . Bookmark the permalink.

25 Responses to Богиня охоты

  1. Ольга says:

    Интересная статья. Спасибо! Помню, много лет назад я посмотрела по ТВ сюжет про Диану Вишневу и Фаруха Рузиматова. Мне они показались очень красивой парой. Жаль, что расстались. Наверное, непросто совмещать репетиции, работу на сцене и романтические отношения. Хотя есть пример длительного творческого и супружеского союза – Е. Максимова и В.Васильев. Но они – другое поколение. Искренне желаю Диане Вишневой счастья с новым избранником и творческого долголетия. Она – замечательная балерина. Утонченная, изысканная и действительно “балерина абсолюта”.

    • Black_Swan says:

      Полностью с вами согласна! В большинстве своем, балерины не очень умеют говорить, а вот Диане это удается на 100%, при чем делает она это с невероятным обаянием. Смотреть ее интервью – одно удовольствие.

  2. Елена says:

    Спасибо за статью и фотографии, Оля! Согласна с Вами: смотреть и слушать Диану – радость и наслаждение. Нет тебе ни жеманства, ни позерства, ни высокомерия. Это все не о ней. Достоинство и красота.
    Можно я немножко похвастаюсь? 10 июня идем на “Ромео и Джульетту” в постановке Макмиллана. Джульетта – Диана Вишнёва.

  3. Ольгарина-баллерина says:

    Чёрный Лебедь, а что значит – несостоявшаяся баллерина? Вы же можете создать свой баллетный театр. и придумать свой вид баллета.

    • Black_Swan says:

      Это значит, что я занималась профессионально, но получила травму, несовместимую с балетом. После этого занималась только для себя, как любитель.

      У меня замечательная профессия, любимая семья и ребенок – мне этого вполне хватает. И лет мне уже много для танцевальной карьеры))

      *Балет и все производные от него слова в русском языке пишутся с одной “л”)

      • Ольгарина-баллерина says:

        я живу в США и в английском слово “балет” пишется с двумя BALLET Л. я заметила что в России и в США танцевальный мир построен по-разному. я пришла в балет в 30 лет, а в 32 уже нашла работу в балетной сцене. В России мне бы такое не святило

        • Black_Swan says:

          Тут нужно понимать еще, о каком балете мы говорим: о классическом балете или о танце в целом. В классике в 30 лет вам бы нигде не светило, что в России, что где-либо еще: в этом возрасте уже карьеру многие заканчивают, а не начинают. А если вы говорите о современном танце (балете), то почему же нет)

          • Ольгарина-баллерина says:

            а в чём разница? я танцевала и в Лебедином Озере и в Щелкунчике. и получала за это деньги. я говорю – у вас и у нас по-разному, и многие русские отговаривали меня заниматься балетом…

          • Ольгарина-баллерина says:

            что значит в 30 лет нигде бы не светило??? я себя старухой не считаю, у меня растяжка лучше чем в 15 лет. у меня есть американские тренеры-хореографы и на уроках мы изучаем КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ. если я знаю – что могу?!

            • Black_Swan says:

              Конечно же, вы не старуха – для всего нормального мира, а вот для балетного – да, уже почти пенсионерка))
              Вы меня извините, но классика – это не только растяжка. В балетном мире 35-40 лет – это уже пенсия. Так что ни о каком профессиональном балете в этом возрасте речи не идет. Учиться классике девочки начинают в 9-10 лет, заканчивают профессиональное балетное заведение (школу, училище, академию) в 17-18 лет и в этом возрасте начинают работать в театре.

              В Америке, конечно, все возможно, но давайте тогда не будем называть это “профессиональным балетом”)

  4. Ольгарина-баллерина says:

    ха-ха-ха :) зачем Вы переходите на личности? я и мой хореограф не считают что для пенсионерка для балета. Этот стереотип для России, а США – цивилизованная страна :) вот так вот :) то что Вы описали – это характерно для сраной рашки где шоубизнесс недоразвитый :) и что значит – професионально? я много тренируюсь и зарабатываю деньги изображая издыхающую леблядь. и у меня имеется сертификат балетного театра. Мы с тобой на разных языках говорим и каждая хочет самоутвердиться….

  5. Ольгарина-баллерина says:

    да, верно, в России надо идти в балет в детстве и заканчивать карьеру в 30 лет, а потом обязательно родить и спиваться. ЭТО СТЕРЕОТИП. Но в развитой Америке всё по-другому, т.е. не бывает плохих танцоров балета, а есть плохие хореографы.

    • Black_Swan says:

      Это не стереотип, а профпригодность. Россия (Академия Вагановой и МГАХ, в частности) считается ведущей страной как по производству балетных кадров, так и по количеству ведущих балерин. Лучшие балетные педагоги – русской школы, тут даже не о чем спорить, это факты. Сами основы класситческого балета из России, не даром это называется “вагановская школа” (если вы, конечно, знаете, что это такое).
      Я не очень понимаю, почему я объясняю вам вполне очевидные вещи. Я вам осветила ФАКТЫ – артистка балета в 35 лет выходит на пенсию, это законодательно закреплено в КЗОТе, это особенности профессии – в проф.балете на пенсию выходят рано. Про “родить и спиваться” – я вообще не понимаю, откуда вы это взяли. Что за чушь?

      Выражения, которые вы используете в другом вашем комментарии, особенно искаженное слово “лебедь”, собственно, хорошо характеризует, то что вы делаете. Доказывать и рассказывать вам, что такое настоящий профессиональный балет, как я понимаю, бесполезно. Посмотрите, что ли, что делает на сцене Светлана Захарова. Ну или хотя бы ученица Вагановки – любая. Это – профессионализм, это то, что можно вылепить только с детства, потому что потом суставы просто напросто так не развернутся. Это особенности физиологии в первую очередь. А сертификат… Ну что ж, танцуйте и дальше, в свое удовольствие. Удачи!

      * И на “ты” я с вами не переходила, имейте уважение.

      • Ольгарина-баллерина says:

        Ты меня с собой не сравнивай, если тебя в 35 лет отправили на пенсию, то я собираюсь танцевать еще долгие годы и зарабатывать балетом изображая Леблядь. Каждый человек индивидуален – разве не знала? ты мне обьясняешь с русской точки зрения, а у в штатах – по-своему, я видела людей 35 лет у которых суставы выкручивались брутально и они начали заниматься после 30. и эти люди считают себя профессионалами :) Есть разные виды балета, если ты конечно знаешь. а то что хотят во МХАТе и школа Вагановой – это устаревшее и никому не нужное :) но если человек даже в 100 лет захочет изучать школу Вагановой – то это прекрасно и надо тренироваться. Тоже самое и я, тренируюсь в меру своих возможностей и добилась успеха ;) какая я умница

        • Black_Swan says:

          Я это просто оставлю, чтоб люди могли посмеяться)) Такого неадеквата я еще не встречала))))
          Удачи вам, Леблядь!

        • Елена says:

          Мда – хабалкам в России не место. Удачи в штатах!

        • mozzarellina says:

          “Иван Васильевич, когда вы говорите, мне кажется, что вы бредите” (с).

          Black_Swan, извините, не удержалась,: такую ахинею редко прочитаешь, да еще приправленную хамством – видать, трава забористая была.

          • Black_Swan says:

            Вы бы видели, что это существо еще писало (понятное дело, оно уже в черном списке)- у вас бы волосы дыбом встали, честно слово. Даже вспоминать не хочу)

  6. Лара says:

    Охохохо, Ольга ))
    Леблядь и впрямь, как это модно говорить, жжот.
    Читаю Ваш блог взахлеб, т.к. сама отзанималась балетом 5 лет с 6-ти до 11-ти лет, а потом жутко стали болеть ноги и суставы в целом, и сильно деформировалась стопа, что аж до сих пор пожинаю плоды. Жаль, жаль…
    Я Лариса, 26 лет, Гамбург/Москва, 158 см/40 кг, брюнетка со вздернутым носиком и светлой кожей, и с челкой )) Я, правда, кареглазая ))
    Но Вы как альтер эго моё, душою я отдыхаю в этом блоге и только сейчас решила сознаться. )) Эх, а вот выворотность у меня была лучшая в группе. ))
    Но… Зато пишу стихи. Хотя “зато”, конечно, не уместно, как и всякое сравнение в принципе.
    Вы прелесть, счастья Вам! Извините за сумбурный слог, на работе нахожусь 13 часов и еще час предстоит, я немного умирающий лебедь. А, нет, умирающая леблядь, вот. ))

    • Black_Swan says:

      Лара, спасибо огромное за комментарий! Очень-очень приятно!)

      Действительно, по описанию мы с вами похожи, даже вес тот же)) Правда, с выворотностью у меня всегда беда была)
      А где вы занимались, если не секрет? Почему так ноги сильно пострадали? была предрасположенность или из-за педагога?

      Очень рада, что вам нравится мой бложик и еще раз спасибо за пожелания))

      • Лара says:

        Ольга, сорри, что так долго не отвечала ))
        В ту пору мы с родителями жили в Подмосковье, в городе Пушкино. Занималась там в доме детского творчества, бывший дом пионеров. Там было 2 педагога – Оксана, если не ошибаюсь, Анатольевна, фамилию не знаю, и ВВВ – Василий Васильевич Васильев. Вот у него я и занималась. Сейчас, вроде, там даже есть полноценная студия и ансамбль.
        Он иной раз нас гонял по 8 (!) часов, поставил всех в 8-9 лет на пуанты, и мы даже выезжали выступать по Подмосковью. Так что, увы, не знаю, то ли педагог зверь, то ли предрасположенность. Но у меня предрасположенность к плоскостопию врожденная + очень маленький размер стопы и как следствие, очень большая нагрузка на нее.
        Но я не жалею, т.к. сохранила и стройность, и привычки питания, и хорошую осанку. ))

        • Black_Swan says:

          Ну, я могу сказать, что, скорее всего, одна из причин ваших проблем с ногами – именно ранняя постановка на пуанты. Не даром в проф.школах с этим делом не спешат – и правильно делают.

          У меня тоже сильнейшее плоскостопие – с раннего детства, плюс очень большая косточка у большого пальца – это от бабушки досталось. Так что, боюсь, в будущем мне светит операция, потому что даже сейчас, когда я не занимаюсь и хожу в обуви на плоском ходу, болезнь прогрессирует, ноги болят((

          А балет, даже если он был только в детстве – это прекрасная школа жизни, всем советую девочек отдавать на классику – не обязательно с перспективой на проф.карьеру, а для себя. Это отличный вклад в будущую фигуру и осанку.

  7. Dunczyk says:

    извиняюсь… первая ссылка на ютуб не открывается

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Subscribe without commenting