Балетный жаргон или «возьми ногу попой!» – Часть I

Каждой профессии, а особенно творческой, свойственен свой «жаргон».

Профессия артиста балета– одна из самых замечательных в этом плане. Ну где еще услышишь такие перлы как «Кончай на Свету!» (значит, пируэт должен заканчиваться лицом к балерине по имени Света) или «Убери свой арбуз!» (значит, втяни живот).  Для далеких от искусства людей многие подобные фразы могут показаться по меньшей мере глупыми или даже пошлыми, но я заметила, что именно такой образный язык помогает осознать, чего от тебя хотят. Например, одна девочка в балетной школе никак не могла запомнить, что прыжочки-сотэ (невысокие упругие прыжки) должны выполняться (как и все в классике) с очень сильно натянутыми стопами. Так вот педагог ей объяснила, что ножки должны быть как когти у хищной птицы – и ребенок, моментально визуализировав эту картинку, наконец, понял, КАК нужно выполнять прыжки. Я собирала подобные выражения со множества балетных форумов, с репетиций, где мне довелось побывать, из книг балетной тематики.

Сегодня начнем с самых основ – это слова и выражения, которые каждый артист балета использует каждый день. Они далеко не смешные, но, думаю, наиболее употребительные.

Кичка = балетный пучок – прическа всех без исключения балерин. Я обязательно сделаю отдельный пост, посвященный этой прическе!

Каски – пуанты (используется только в Питере)

Пальцы – пуанты

Балетки = мягкие туфли – мягкая балетная обувь, которую надевают на класс

Трико – колготки белого или телесного цвета

Шаг – это высота поднятия ноги выворотно по основным направлениям.

(фото Г. Шуза)

Икс = иксовые ноги – нога, как бы проваленная в колене. В профиль такие ножки похожи на саблю, поэтому их еще «сабелькой» называют. Иксовые ноги обычно идут в нагрузку с высоким подъемом. Чем “иксовее” ноги у балетных, тем красивее! И тем опаснее для здоровья, и тем сложнее делать вращения. Самые известные представительницы иксовых ног: Екатерина Максимова, Светлана Захарова, Алина Сомова.

Разбивать пальцы – значит молоточком разбивать мысок пуанта, чтобы в нем было легче танцевать. В неразбитых и неразмятых пальцах работать практически невозможно.

Ломать подъем – тянуть стопу, нарабатывая, таким образом, высокий подъем. Обычно это делают, засунув ноги под диван или батарею. Достаточно болезненная, но действенная процедура.

Греться = точиться = точить носок – то есть разминаться в зале перед началом занятия или репетиции.

Стоять у воды – значит танцевать в последнем ряду кордебалета. Про балерину, у которой неудачно сложилась карьера, обычно говорят «всю жизнь простояла у воды».

Полупальцы = стоять на полупальцах – то есть, стоять на высоких «цыпочках».

Завал – неправильная постановка стопы. Это когда, стоя, например, в первой позиции, не все пальцы стопы находятся на полу, а происходит тот самый “завал” на переднюю часть стопы, в частности на большой и соседний пальцы.

 Часть II

Часть III

About Black_Swan

Оля Воронина: несостоявшаяся балерина, квалифицированный переводчик и любимая жена и мама. Живу в самом прекрасном городе у моря и страдаю неизлечимой формой шопоголизма.
This entry was posted in Балет, Книжная полка and tagged , . Bookmark the permalink.

12 Responses to Балетный жаргон или «возьми ногу попой!» – Часть I

  1. Как всегда, очень интересно! А пост про кичку жду с нетерпением :)

  2. Nataliksa says:

    Оля,а пост про кичку вы когданить всетаки напишите?))) Кручу дочери на каждое занятие “гульку” ,со шпильками,сеточкой и всеми делами, и вот понимаю,что это наверно неправильно! Кичка это не “гулька”,и она сама должна уметь ее делать. Жду с нетерпением)))

    • Black_Swan says:

      Ох, тут проблема в муже)) Его нужно заставить меня фотографировать, а это долго – я хотела показать несколько способов, на разных волосах (кудрявых и прямых), вечерние варианты и обычные, на класс.
      В общем, всё, что я обещала, я помню)) Теперь дело за “малым” – уговорить мужа)

  3. Юлия says:

    Идеальный пучок должен походить на блинчик. На выступления делают обычно невысокий пучок, потому что на голове крепится, например, ободок из перьев(Лебединое озеро). На занятия пучок делается плоский и высокий, разумеется очень крепкий. Очень забавно наблюдать, когда девочка вращает шене, а у нее разваливается пучок)

  4. Pingback: Балетный жаргон или «сколько ног у балерины?» – Часть II | Ballerina's Dressing Room

  5. Pingback: Правда и мифы о балете | Ballerina's Dressing Room

  6. Pingback: Балетная обувь: в чем танцуют балерины? Часть 2 | Ballerina's Dressing Room

  7. елена says:

    дарю:
    “Заноски делаются ляжками-слава Богу ляжки все наели!”
    “Куда позвоночник в трусы просыпала?”-если нет обязательной направленности позвоночника вверх, если ученик “не прорастает”-тоже жаргон об этом.
    “Что же мимо пятака-то?”-если вскок на пуанты не происходит прямо на плоскую поверхность на конце пуант.
    “Мальчики кончают на левую, девочки -на правую ногу”-на историко-бытовом танце.
    “сесть в горшок”-провал попы назад и вниз во время плие.
    “не чеши”-при невнятном и вялом пти батмане
    “хвост вниз”-опять же о направлении низа позвоночника вертикально вниз.
    “птичка”-особый изгиб стопы
    “гуся достала”-о выгибе позвоночника (лордоз), когда таз отставлен назад как у гуся.
    “котлеты подбери”-подобрать живот и область желудка-“закрыть диафрагму”-то есть не выпячивать ребра вперед и вверх.
    “крылья”-так называют лопатки.
    “баянистка”-так называют иногда если пальцы растопырены, а не собраны в правильное удлинняющее кисть положение.

  8. Muressa says:

    Касками называют пуанты не только в Питере, в Пермском хореографическом училище их называют так же.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Subscribe without commenting