Балет: почему, зачем и как?

Когда я говорю, что на досуге занимаюсь балетом, многие недоумевают. Как же так, балет – и вместо привычного фитнесса? Возникает сразу несколько вопросов: а зачем тебе это нужно? а ты умеешь стоять на кончиках пальцев? а ты можешь сесть на шпагат?

На последние два ответить просто: могу. А вот на вопрос «зачем?» я сама себе не всегда могу ответить. Ведь балериной мне уже не стать и на сцену не то что Большого, но даже нашего Одесского оперного не выйти. Но ведь занимаются же люди теннисом, не выступая при этом на кортах Уимблдона! И балет – это далеко не то, что видно из партера: грим, пачки, ножки в пуантах.

Это в буквальном смысле пот, кровь и работа-работа-работа. Именно поэтому мне хочется поговорить о физической составляющей этого прекрасного искусства.

Классический балет по своей сути абсолютно не физиологичен. Им, наравне с профессиональным спортом, нужно начинать заниматься с раннего детства, иначе тело просто-напросто не удастся «поломать» и заставить работать в непривычном ему положении. Основополагающий фактор, без которого невозможно ни одно (!) классическое па – это выворотность, то есть способность ног развернуться от бедра так, чтобы была видна его внутренняя часть. Вот, например, первая позиция: пятки вместе, носки врозь, ступни соприкасаются пятками и развернуты носками наружу, образуя на полу прямую линию.

Выработать эту самую выворотность, не имея к этому предрасположенности, а тем более взрослому человеку (и здесь я имею в виду человека от 14 лет и старше) практически невозможно. Насильное «разворачивание» бедер может привести к серьезным травмам коленей и разболтанности суставов.

Вторая «необходимая необходимость» – это спина. Балерину и даже ученицу балетной школы легко выделить из толпы именно по осанке. Ровная прямая-прямая спина, без прогиба, развернутые плечи, острые «в разлет» ключицы – балерину ни с кем не перепутаешь. Я видела многих девочек из модерна, с прекрасной растяжкой и техникой, но вот классической «балетной» спины у них не было – особенно, это было заметно на больших прыжках, когда они приземлялись с жутким грохотом. Так называемый апломб – то есть умение сохранять баланс в любой позиции, вырабатываемый именно за счет крепкой спины и завязанных в узел лопаток – помогает балерине стоять на одной ножке на пуанте и не падать.

Остальные «балетные» факторы – стопа с высоким подъемом, большой шаг (то есть, банальная растяжка, умение поднять ногу предельно высоко), гибкость – до известных пределов наработать можно. Для этого маленькие детки буквально ломают себя, суют стопы под батарею, отвисают в «минусовый» шпагат с двух стульев и в большинстве случаев добиваются своего.

Балерин с идеальными данными (то есть, чтобы все вышеперечисленное собралось воедино в одном человеке) практически нет. Одна из них, прекрасная Светлана Захарова, знаменита именно своими невероятно длинными ногами, прекрасной стопой «с горкой», гибкой спиной, мягкими легкими руками, длинной шеей, высоченным шагом. Такие, как она, рождаются раз в сто лет. На нее, как на огонь и воду, можно смотреть бесконечно:

Так зачем же, скажете вы, ломать себя, нарабатывать эти мифические данные, если это все равно ни к чему не приведет? Ответить сложно и легко: искусство тревожит душу. И да, я говорю об искусстве именно в физиологическом контексте.

Я помню как летом, в душном зале, при выполнении пируэта, с меняя веером летели капли пота. Я помню, как пуанты после 15-минутного «стояния» на них пропитывались кровью. Я помню, как кричала, пытаясь растянуться на шпагат и прекрасно помню как у меня потемнело в глазах всего от 32-ух маленьких прыжочков «сотэ». А еще я помню эту невероятную легкость и одновременно наполненность после занятия. Это ощущение неведомо тем, кто занимается фитнесом и даже йогой вкупе с пилатесом. Оно стОит всех слез и разочарований в себе и ограниченных возможностях собственного тела. Оно дарит осознание того, что ты занимаешься любимым делом, независимо от того, пачка на тебе или обычный тренировочный купальник.

Говорить о балете и занятиях классической хореографией я могу долго-долго и остановить меня сложно. Поэтому это только вступительная статья.

Что дают занятия балетом во взрослом возрасте?

Чего можно добиться, занимаясь всего два раза в неделю?

Как сесть на шпагат, научиться стоять на пуантах и выработать «балетную» осанку?

Все это и многое другое вас ждет в дальнейших выпусках. Оставайтесь с нами!

About Black_Swan

Оля Воронина: несостоявшаяся балерина, квалифицированный переводчик и любимая жена и мама. Живу в самом прекрасном городе у моря и страдаю неизлечимой формой шопоголизма.
This entry was posted in Балет, В классе, Книжная полка and tagged . Bookmark the permalink.

42 Responses to Балет: почему, зачем и как?

  1. С огромным интересом прочитала статью и очень жду продолжения! Не могу сказать, что мне так интересен балет, но рассказ получился невероятно увлекательным! И я очень рада, что открыла для себя ваш блог :) Подписываюсь навсегда! :)

  2. Black_Swan says:

    Такой комментарий от одного из моих любимых блоггеров – это что-то невероятное)) Спасибо!
    К сожалению, я пишу мало – всё время пожирает работа, тренировки и семейная жизнь) Но после появления первых (и каких!) читателей, прямо крылья за спиной выросли – и тянет на подвиги)

  3. Ира says:

    Очень интересно, вопросы к Вам как к профессионалу своего дела.
    Если я в детстве балетом не занималась, то выворотности у меня не будет никогда? То есть, не гнуть ноги силой, довольствоваться тем, что есть? Я несколько месяцев назад повредила голеностоп этими упражнениями, теперь прошло, но немного побаиваюсь “выворачивать” :) Тот же вопрос про подъем, его-то взрослому можно развить? И последний вопрос: ка Вы считаете, балет дает Вам полноценную кардио тренировку? И какие именно па и комбинации? Спасибо еще раз, пишите пож-та еще!

    • Black_Swan says:

      Здравствуйте, Ира) Постараюсь ответить в меру своих знаний и опыта)
      1. Выворотность, особенно во взрослом возрасте нужно развивать прежде всего от бедра – если нога развернется оттуда, не будет проблем с коленями, а стопы уже как-нибудь догонят потом. Не пытайтесь стать в позицию только за счет стоп – как минимум разработаете себе “завал” на большой палец. Лучше уж менее выворотно в стопах, но с правильным корпусом и “схваченными” внутренними мышцами бедра.
      Занимаясь без “разворота” от бедра вы только “ляжки”, простите, закачаете. Старайтесь как можно дольше лежать в лягушке на животе, в поперечном шпагате. Конечно, во взрослом возрасте “настоящей” выворотности, к сожалению, не будет – но до определенных пределов ее развить можно.
      2. Подъем развить можно – но тут та же история, что и с выворотностью: если от природы у вас его не предусмотрено, то не ждите, что в один прекрасный момент появится “горка”.
      Но разработать стопу – это точно можно, сделать ее сильной и послушной – почему нет? Обычные релеве до умопомрачения вам в помощь)
      3. По поводу кардио тренировки – настоящая кардиотренировка предполагает, что у вас на протяжении всего занятия пульс не будет падать ниже 120 ударов минуту (при здоровом сердце). А на классе – это вряд ли. То вы делаете медленные пор де бра, то быстрые жете, то медленное адажио, то быстрые прижки-сотэ.
      В общем, для того, чтобы получать нормальную кардионагрузку и не задыхаться на прыжках я с сентября записалась в обычный тренажерный зал (в дополнение к классам)

      По поводу па – лучше обратиться к вашему педагогу. Я не очень люблю советовать конкретные комбинации и упражнения, потому что так можно навредить – особенно не видя человека в живую)

      Буду стараться писать по-больше, у меня море идей, но вот времени((( Рада, что вы нас читаете и комментируете – это безумно приятно))

  4. Ekaterina says:

    Спасибо Вам за ваш рассказ. Готова подписаться под каждым Вашим словом. Сама впервые встала на пуанты в 30 с небольшим))) И самые маленькие достижения, которые удаются через огромную работу над собой, над своим телом, это дорогого стоит! Но балет это дейтсивтельно чудо, которое ни один фитнесс не заменит!

    • Black_Swan says:

      Вы абсолютно правы!
      Правда, у меня бывают иногда “кризисы жанра”, особенно когда пересмотрю на ютубе ролики с классами Вагановки – после этого даже в зеркало на себя смотреть не хочется. Но сравнивая себя теперешнюю с собой почти 8-летней давности (когда я вернулась в балет уже как любитель) – это две большие разницы. А от вопросов “Девушка, вы балерина?” у меня, например, крылья за спиной вырастают – пусть это и глупо)))

  5. Ира says:

    Спасибо большое, так просто и понятно пишете! С нетерпением жду Ваших новых постов! И еще за инфо про Ульяну Лопаткину спасибо! Просто не верится, что она к нам приедет. Вы очень точно описываете балерин. Как раз теми словами, которые я не могу найти ;)

    • Black_Swan says:

      Спасибо) Мне самой не верится, что она к нам приезжает. Закрадываются, конечно, сомнения, что это будет обычный “чес” и никаких “звезд русского балета” нам не привезут, но лицезреть Ульяну хотя бы несколько минут – это уже счастье))

      Я планирую сделать еще несколько постов о своих любимых балеринах Большого и Мариинского, а потом плавно перейду к нашему родному Оперному.

      • Ира says:

        Жду с нетерпением!
        А еще у меня к Вам профессиональный вопрос. Как Вы определяете допустимый для себя уровень нагрузки? Как понимаете, что надо денек передохнуть? Вот у меня бывает после занятий, что все тело слегка ломит, нигде особенно сильно не болит, такой даже приятный тонус в мышцах и хочется на следующий день опять пойти в класс. Или все же ходить через день? Я еще совсем новичок :(

        • Black_Swan says:

          Когда я училась в университете и времени было достаточно много, я ходила три раза в неделю – этого было вполне достаточно, учитывая, что это были двухчасовые индивидуальные занятия, где все внимание уделялось только мне. Позже я добавила еще пилатес раз-два раза в неделю – он прекрасно дополняет занятия классикой и укрепляет мышечный корсет без “перекачивания” мышц. Еще дополнительно ходила на контемп, но это оказалось для меня слишком травмоопасно – педагог сильно увлекался акробатикой)))

          Потом я начала работать, вышла замуж и занятия отодвинулись на второй план – в сутках часов просто не хватает( Последний год хожу стабильно два раза в неделю, опять-таки это индивидуальные занятия. Этого катастрофически мало, но ездить чаще просто не получается, тем более зал далеко не под боком. С сентября буду ходить “Стрекозу” на пилатес и на кардиотренировки, благо зал прямо рядом с домом.

          Мне кажется, что любителям не нужно ходить каждый день – мышцы просто не будут успевать восстановиться. Идеально – через день-два. Растягиваться дома каждый день – хотя бы по 15 минут. И еще неплохо делать перерывы – например раз в год хотя бы на две-три недели. Да, это будет своего рода шаг назад, но по опыту могу сказать – потом будет резкий скачок вперед.

          Если не секрет, где и с кем вы занимаетесь?

          • Ира says:

            Мне стыдно признаться, я хожу на боди балет на Говорова в Dance Life, 4 раза в неделю по часу. Это только отдаленно напоминает балет. Там я укрепляю мышцы, чтобы когда-нибудь прийти в класс к Борисову, например. Еще йогой занимаюсь, 10 лет уже, так что растяжки есть, правда, не выворотные :) . На пилатес тоже хожу, согласна, отличная тренировка. Я тоже думаю, что работающему и семейному любютелю каждый день классов много. Теперь буду ходить через день без угрызений совести :)

            • Black_Swan says:

              Ну почему сразу стыдно?) С чего-то же нужно начинать. А кто ведет? Если балерина, то даже “боди-балет” может дать хоть какой-то результат. Если же просто девочка, которая к классике не имеет отношения – то печально.
              Я бы посоветовала вам своего теперешнего педагога – она дает прекрасную базу, у нее толковая и эффективная партерная гимнастика, но она сейчас никого не берет из любителей, в основном с детками занимается. Ну и со мной по дружбе)

              Вы еще побольше смотрите классы на ютубе. Ищите что-то вроде Vaganova class 1st grade – для первых классов уроки медленные, аккуратные и понятные, даже визуально сможете понять что и куда разворачивается/выворачивается, куда голова идет, а куда руки/ноги)
              С сентября я подойду в балетку, узнаю про занятия Борисова, напишу вам – может, там и встретимся с вами))

  6. Terra says:

    “Девушка, вы балерина?”
    Как знакомо)) я занималась с 5 до 14 лет, потом пришлось бросить из-за травмы. А осанка держится до сих пор. Вот и спрашивают.
    Проф.вопрос: сейчас занимаюсь совсем не балетом, но нужно возвращать шпаргат (пару раз рвалась на поперечном) и сушить мышцы. Команда у нас чисто мужская, у них другая специфика похудения)) не могли бы Вы о рационе пару слов сказать? и о растяжке?

    • Black_Swan says:

      О, как приятно видеть здесь “сестер по несчастью”)) Я тоже до 14 лет занималась, потом травма и всё.
      По поводу растяжки не скажу ничего нового – каждый день, по 15 минут, через не могу. Иногда, правда, я делаю перерывы – после них у меня тянется еще лучше. Скорее всего, напишу про это отдельный пост с фото, если муж согласится меня пофотографировать))

  7. Majmuna says:

    Мне тоже говорят – “Вы балерина?” и я без зазрения совести говорю “Да!”- это мои внутренние ощущения, которые выражаются во внешности и манере преподносить себя, хотя в классический танец я “пришла” в 28 лет. Индивидуальные занятия с балетмейстером это несомненно лучше, единственное чего не хватает – музыкального сопровождения (в нашей студии “концертмейстер” приходит только на групповые занятия), следовать музыке несомненно легче, чем считать в уме такты, а как вы занимаетесь ?

    • Black_Swan says:

      Тоже без музыки, к сожалению, под счет педагога. Аренда зала, оплата урока да еще и концертмейстер – это уж слишком дорого получается.
      Без музыки заниматься, на самом деле, ужасно – быстро пропадает танцевальность, движение не чувствуется, делаешь все на автомате, без вдохновения.

  8. Ксения says:

    С огромным интересом прочла вашу статью, ибо балет обожаю с детства.
    Скажите, пожалуйста, а как часто приходится менять пуанты? Они быстро изнашиваются? И еще – где вы их приобретаете?

    • Black_Swan says:

      У всех балерин по-разному. Изнашиваемость пуант зависит от многих факторов: высоты подъема, количества репетиций и спектаклей, марки пуант и т.д. Я ношу Гришко, мне, при том что занимаюсь я сейчас для себя и на сцене не выступаю, пары хватает на месяц-два, иногда больше.
      Покупаю в специализированных магазинах)) Вы из Одессы?

  9. Катерина says:

    ох как же я рада, что наткнулась на ваш блог) прям родственная душа)
    как приятно читать, все балетные статьи взахлёб прочла!

    супер. спасибо, что пишите и пишите ещё. :)
    буду рада с вами дружить)))

    сама тоже занимаюсь непрофессионально) дико мучаюсь, что уже как вы говорите “тётенькой” поняла, что балет – это моё, это то, к чему я шла и так долго искала!

    • Black_Swan says:

      Очень радуюсь, когда находятся такие же увлеченные балетом люди, как и я!
      Классика, даже непрофессиональная – это действительно ни с чем не сравнимо, так что прекрасно понимаю ваши чувства.
      Стараюсь писать почаще, но, к сожалению, природная лень и прокрастинация откладывают свой отпечаток))

      • Катерина says:

        а как тут на вашем прелестном сайте можно зарегистрироваться и по почте все ответы и прочее получать?)

        • Black_Swan says:

          Здравствуйте) Если вы хотите получать ответы на свои комментарии, то прямо под вашим комментарием должна быть галочка типа “подписаться на комментарии” – тогда уведомления будут автоматически приходить на вашу почту.
          С подпиской rss несколько труднее – уже давно долбаю мужа, чтобы сделал соответствующую кнопку на главной, но ему вечно не до моего блога(( Вот только что устроила очередной скандал по этому поводу, может сделает в ближайшее время

  10. ashryan says:

    Испытываю те же чувства.
    Влюблена в ваш блог.

  11. Артем says:

    Здравствуйте!) Скажите вы:”А что парню то надо здесь?)” Для начала объясню) Творческая личность. Начинающий певец и автор песен в одном лице. пишу песню про балерину. и там по сценарию у балерины серьезная травма, с которой невозможно продолжить заниматься балетом без дорогостоящего хирургического вмешательства) Так вот, хотел бы у вас поинтересоваться, не могли бы мне привести пример какой-либо подходящей травмы и при каких обстоятельствах обычно её возможно получить) Заранее спасибо!)

    • Black_Swan says:

      Травму можно получить даже спускаясь по лестнице, тут не угадаешь. Я лично неудачно соскочила с пуанта, нога чуть подвернулась. Порвался ахилл. Как-то так)

      *А парни сюда тоже периодически заходят, так что не стесняйтесь))

  12. Артем says:

    эммм, я прошу что-то наверняка, просто прошу любой пример такой травмы, без дорогостоящей операции просто невозможно вообще никак заниматься балетом)

    • Black_Swan says:

      После разрыва ахилессова сухожилия единицы возвращаются в балет, операция – не гарантия. Чем вам не подходит?
      Какие еще есть травмы? Их просто море, я же не врач, чтобы знать названия и все нюансы. Говорю о том, о чем знаю точно. Если это не подходит – погуглите что за травма была у Цискаридзе, кажется, что-то с коленом, тоже очень распространенная у балетных.

  13. Артем says:

    спасибо большое) а не могли бы указать в связи с чем обычно это происходит) извиняюсь за свою назойливость, просто вы мне очень поможете) не хочется чтобы песня выглядела как каша, хочу чтоб в ней были реальные вещи, чтоб любая балерина послушав её поняла о чем идет речь, а не насмехалась например над тем, что балерина не может заниматься балетом из-за гриппа, надеюсь вы меня поймете о чем я) еще раз извените, если я вам доставил неудобство своими расспросами

  14. Катя says:

    Скажите пожалуйста!А если мне 11 лет, хорошая растяжка и почти идеальная фигура меня возьмут на балет?

    • Black_Swan says:

      Вопрос не ко мне, а к приемной комиссии. Возраст у вас критический – поступать или сейчас или никогда. Найдите в своем городе педагога по балету, проконсультируйтесь с ним и он, глядя на ваши данные, скажет))

  15. Катя says:

    Спасибо!

  16. Анна says:

    Так интересно читать вас ! Прекрасно вас понимаю)Я вот тоже не сбывшаяся балерина) на балет ходила с 7-13 потом бросила тк с 18:00- 22: 00 а то и дольше родители ждать уставали, самой ездить было рано еще, и школа нагружала очень ;( вот спустя 7 лет мне уже 20 я вернулась к своей любимой Антиповой. Пока занимаюсь 3й месяц , уже чисто для себя , понятное дело мне уже сцена не светит) и спектакли тоже, тк я только пришла и нужно много работать еще , к тому же , я самая высокая и худая среди остальных девочек и в более-менее легких второстепенных ролях очень выделяться буду)поэтому о сцене и не думаю , хожу в свое удовольствие) тяжело очень восстанавливаться, особенно в плане растяжки:( всю мою балетную жизнь до 13 (пока не бросила) у меня была прекрасная растяжка, Антипова нас тянула через силу до слез, а мне было в кайф , и я лишь разок всплакнула когда меня уж очень долго тянули) сейчас же шпагат с правой и левой ноги ну осталось сантиметров 5-7 дотянуть) хотя сидеть уже могу полностью на нем но не более 15сек) а с поперечным полная беда:( всегда для меня казался самым легким ,а тут никак не могу его улучшить хоть чуть чуть( такое впечатление что и не сидела никогда , стыдно , обидно и жаль( что уже делать не знаю( просить Антипову чтоб тянула – стыдно как-то дылда уже) да и боюсь чтоб она не навредила тк я видимо в этом плане уже дерево, а потом не буду ж я ей плакать и кричать)тянусь поэтому сама и никак( уже и пару раз растянула мышцы из за фанатизма и короче такие дела..)хах)будто какие-то кости мешают прям( так что сейчас моя цель полноценные шпагаты ) очень жалею что бросила учитывая что занималась не мало, и данные ( как бы это не скромно не звучало) у меня позволяют ) рост 178 худые длинные ноги шея ручки тоненькие) подъема не было никогда разве что, и плоскостопие приличное) но в плане зрительно-фигуры то балерина б из меня какая-то б ,а получилась) вот сейчас хочу пальцы себе купить) прочла ваши посты о пальцах) так интересно) о гейнерах даже не слышала ) мне конечно такие и не нужны но интересно б постоять в них) сейчас думаю где б купить пуанты в мамбе или овации) или комбинатовские брать) нашла все свои пальцы и они у меня оказывается комбинатовские) сейчас одела ( без пятки а то не налазят) вроде и удобно ) сейчас в раздумиях какие брать) гейнеры б только померять хотелось бы ) а купить комбинат или гришко ( тк их у меня и не было никогда) хотя уже вроде и не нужны мне они) ну это так для души , для ног )пока думаю ,поэтому так долго и купить не могу) хотя нужно мерять ,а не думать) вобщем вот так немного о себе рассказала хах) а еще читала ваши посты о других балеринах и словила себя на мысли , что я кроме наших спектаклей ни на один и не ходила ) вот теперь думаю пойти 14 февраля на лебединое озеро ) спасибо вам за ваш блог;) понимаю вас на1000% и читаю как свои мысли;)

    • Black_Swan says:

      Здравствуйте, Анна! Спасибо за такой большой комментарий!
      Да, балет редко когда отпускает, даже если уходишь из него более-менее добровольно.
      Так вы у Антиповой изначально учились? Я в балетке на Жуковского, у уже покойной Караваевой.

      Про пуанты: комбинатовские не берите, зачем гробить себе ноги? Вы же не проф.балерина сейчас, вам не нужны кучи пуант в месяц. Так что не поскупитесь и купите Гришко в Мамбе – их вам хватит надолго и ногам будет комфортнее. Плюс обязательно возьмите силиконовые вкладыши (в них же и меряйте пуанты). Не знаю, были ли они, когда вы в детстве учились – поверьте, это гениальное изобретение, особенно для любителей!
      Там же можете примерить и Гейнеры чисто ради интереса.

      По поводу растяжки – я же во взрослом возрасте занималась индивидуально,в основном, по полтора-два часа. Так вот полчаса после занятия педагог обязательно уделяла растяжке и тянула меня вручную. Поверьте, это очень эффективно во взрослом возрасте! Да, такая растяжка называется пассивной, но за счет нее уже и активная активнее развивается)) НО. Антипова довольно грубая, насколько я помню, может надавить сильнее, чем надо, так что даже не знаю, просить ли вам ее об этом или нет. Тут нужен индивидуальный подход – тянуть нужно по чуть-чуть, легкими нажатиями на вашем выдохе.

      У нас в театре сейчас танцуют чудесные девочки, особенно из молодого поколения, думаю, поход в Оперный не должен вас разочаровать. Я хочу на Дон Кихота пойти, а то во время премьеры я как раз рожала, не до того было))

      Рада, что вам нравится мой блог, я бы и рада его обновлять чаще, но порой даже на то, чтобы ответить на комментарий времени нет совсем((

  17. Анна says:

    Да я изначально училась у Антиповой) нравится мне ее дисциплина, строгость и крики хах) а на Жуковского ходила на танцы с 5-7 к Вере Александровне ( если память не изменяет) на какие-то танцули и она посоветовала пойти на балет тк данные были) да пожалуй куплю гришко) надо дойти только , ато из-за погоды даже балет пропускаю;(

  18. Pingback: К нам едет…. прима-балерина! | Ballerina's Dressing Room

  19. Женя says:

    Очень интересная статья, буду с нетерпением ждать продолжения. )

  20. Аленкс says:

    Спасибо за статью! Очень ярко написано!
    Можно задать вопрос? Как мне быть? Выворотность от бедра чувствую,но при приседании в плие колени чуть впереди, чтобы я не делала :((( преподаватель говорит ‘раскрывай колени, раскрыва колени”, но как я не стараюсь их раскрыть, они всегда впереди :((( это такое троение ноги? Ведь даже если я стану в минимальную выворотную позицию, при приседании колени опять внутри, впереди стоп :(((

    • Black_Swan says:

      Я бы советовала как можно больше лежать в лягушке на животе. Ну и да, сядьте в плие и изо всех сил выворачивайте колени – и так долго стойте. Если вы любитель – это максимум, что можно делать. Во взрослом возрасте с выворотностью мало, что можно сделать((

  21. Наталия says:

    здравствуйте) у меня хорошая растяжка, но удержать ноги выше 90 не могу…искала материал в интернете, но, к сожалению, конкретного ответа не нашла…посоветуйте, пожалуйста, на какие мышцы следует обратить внимание, может, есть какие-то специальные упражнения, чтобы эти мышцы закачать) буду очень благодарна))

    • Black_Swan says:

      В общем, на все мышцы ног, корпуса и спины) В том, чтобы поднять ногу на определенную высоту много таланта и сил не надо, а вот чтобы удержать ее там нужно задействовать все рабочие мышцы тела) В основном, конечно, нужно заниматься корпусом, без него ноги “поедут”

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Subscribe without commenting