Есть такая профессия: Балетный фотограф

Балет – искусство сиюмитное. Этим оно и прекрасно. Это же – его слабость. Каждая балерина, даже стоящая «у воды» в задних рядах кордебалета, может вдруг выдать что-то совершенно невероятное. Каждая прима, даже самая талантливая, может быть не в настроении. Не бывает одинаковых «Лебединых озер». Каждый балетный спектакль – совершенно уникален.

Но есть люди, благодаря которым сиюмитность этого искусства запечатлевается в вечности, как бы напыщенно это ни звучало.

Балетный фотограф – существо абсолютно «штучное», такое же уникальное, как и то, что он снимает. Имена фотографов, снимающих балет, всегда на слуху, особенно у знатоков: Марк Олич, Ирина Лепнева, Владимирова Екатерина, Марк Хагеман, Джин Шавоун (Gene Schiavone). Но сегодня, в рамках рубрики «Есть такая профессия», я хочу представить вашему вниманию, возможно, и не такого известного, но не менее талантливого молодого одесского фотографа Кирилла Стоянова. По большому счету, он не так уж и давно занимается именно балетной фотографией, но лично мне кажется, что во всех его фото есть что-то такое, что цепляет взгляд, заставляет задуматься, всмотреться…

 

Кирилл ответил на все мои вопросы очень вдохновенно и вдумчиво, поэтому я решила рискнуть и выложить его интервью практически без сокращений. Надеюсь, вам будет так же интересно, как и мне!

Кирилл родился и вырос в Одессе. К искусству он «приложил руку» с раннего детства: с 3,5 лет ходил в «Центр эстетического воспитания» (ныне «Детская Театральная Школа») на театральное и художественное отделение, где были и актерское мастерство,  и танец,  и рисование. «Там я знакомился с искусством и убеждался,  что только с искусством я хочу связывать свою жизнь…»

Параллельно он учился в музыкальной школе на классе скрипки, а потом и на любимом инструменте – гитаре. После 9-го класса учился в театральном классе в 37-й школе, затем поступил в Одесский Национальный университет им И.И. Мечникова на факультет культурологии и сегодня является аспирантом в Ушинского.

 

«Изобразительное искусство очень интересовало меня, и с детства мне казалось что рисовать – это получать удовольствие от воплощения образов, которые рисует мне сознание. Мне нравились графика и тату, я довольно много времени проводил за рисунком, при чем рисовал на чем попало: в блокнотах, на любых кусочках бумаги. Когда появился компьютер, меня заинтересовало рисование на нем, я самостоятельно пробовал учить Adobe Photoshop и дорисовывать свои рисунки, которые сканировал с бумаги. Начал экспериментировать с фотошопом я в 2006 году, а спустя год у меня появился  фотоаппарат и я с растущим интересом начинал всё больше времени уделять фотографированию. Вначале больше всего мне нравилось фотографировать море, природу, животных.  И так в свободное от учёбы время я всё больше внимания уделял фотоискусству, посещал фотовыставки, общался с фотографами, искал книги по фотомастерству. К третьему курсу университета я уже не представлял себя без фотографии. Дополнила мои знания практическим опытом работа на телеканале в качестве видеооператора в прямых эфирах. Там я отточил знание композиции, умение работать в команде и многое другое, что мне в дальнейшем очень помогло».

 

И тут вмешалась муза. «Мое желание пофотографировать балерину  привело меня на ту дорогу, на которой я сейчас нахожусь. Так получается, что мое творческое окружение создало ту атмосферу, в которой мое увлечение стало очень стремительно развиваться. После того как мне удалось познакомиться с балериной, которая была ещё студенткой хореографического училища, появилось желание и связать с ней жизнь. Так что для меня искусство балета, фотомастерство и любовь превратилось в нечто целое и неотъемлемое. До знакомства со своей музой о балете я знал крайне мало».

 

Первое знакомство с театром состоялось очень рано – в два с половиной года: «Перед тем как взять меня в театр, мама хорошо объяснила мне  как себя вести, что будет происходить. Мы сидели в партере, почти на самых последних местах: видимо для того, чтобы если я буду себя плохо вести и не смогу досмотреть до конца спектакль, не мешать другим зрителям и уйти, никого не потревожив. Но я помню, что я досмотрел спектакль и даже сделал замечание двум женщинам, которые говорили между собой. Я прямо помню, как повернулся к ним и сказал, как учила мама: «Во время спектакля нельзя говорить». Я не помню, что происходило на сцене, но помню, что мне очень понравилось. Что касается первого балета, который я посмотрел уже с точки зрения фотографии – это «Лебединое озеро», пошел я на него в 2009 году.

А ещё смутно помню, как я выносил цветы на сцену оперного театра тоже примерно  в 3-4 года, и тоже произвело на меня сильное впечатление. Я  оказался за кулисами и в буквальном смысле  чувствовал шок от происходящего. Тогда артисты мне казались неземными существами, костюмы их были очень красивыми. Всё это на меня так подействовало, что я от испуга не дошел до авансцены и отдал цветы кому-то кто стоял с краю и убежал. Тогда всё, что было за кулисами, казалось мне в 3 раза больше, чем на самом деле: огромные лестницы, немыслимо большие кулисы и сцена».

 

Кто бы мог подумать, что спустя время этот маленький испуганный мальчик начнет сотрудничать с Одесским театром.

«Сотрудничество началось со знакомства с Юрием Васюченко. К тому моменту, когда  я был преисполнен желанием фотографировать балет в театре, произошли перемены в составе: балетмейстером стал Заслуженный артист России, бывший солист Большого театра Юрий Валентинович Васюченко. Я обратился к нему с просьбой разрешить мне пофотографировать балет, он сразу одобрил мое желание, и более того, советовал мне с каких точек это лучше всего делать и какие моменты нужно фотографировать, а какие не стоит. Этими знаниями я пользуюсь и сейчас, а с Юрием Валентиновичем мы в отличных отношениях и я при необходимости предоставляю ему фото.

Театральная администрация же узнала обо мне уже от Васюченко и при необходимости приглашает меня на спектакли, которые им нужно зафиксировать. Также по его совету мои фотографии используются сейчас в буклетах к балетам «Жизель», «Нуриев Forever», «Спящая красавица» и многих других. Кроме нашего театра я сотрудничал и с гастролерами – чаще всего из Мариинского театра, которые также связывались со мной и просили отснять спектакли. Предоставить качественные балетные фото может не каждый фотограф. Балет нужно уметь фотографировать».

 

 Ульяна Лопаткина

 

Кирилл – частый гость балетного закулисья. Что же там происходит на самом деле?

«Во время спектакля за кулисами происходит что-то схожее с домашней, семейной атмосферой. Все заняты делом. В нашем театре я не знаю того «плохого театра», о котором принято говорить, как о жутком напряженном полном сплетен месте, где каждый готов поставить подножку и навредить, лишь бы добиться успеха. Дружная атмосфера за кулисами объединяет и артистов, и монтировщиков сцены, и педагогов. Конечно, я не берусь утверждать, что это именно так, всё же я не часть труппы, но я вижу то, что вижу: добрый коллектив, дружный и искренний. У них есть традиция отмечать премьеры всем коллективом: тот, кто станцевал премьеру, приглашает всю балетную труппу на небольшой фуршет.

 

Смешные случаи часто неожиданны, и рассказывать о них можно в контексте, потому что они происходят чуть ли не каждый спектакль – и всё это благодаря чувству юмора артистов!

Из последних случаев помню, как солист Койя Окава  вышел на сцену танцевать вариацию Базиля из балета «Дон Кихот», а оркестр начал играть музыку вставной женской вариации, но он и виду не подал, а просто станцевал, как ни в чем не бывало. Поняли и оценили это только артисты и люди, которые знакомы с балетом, в остальном, уверен, всем казалось, что всё прошло хорошо.

Обычно самое смешное происходит на так называемых «зеленках» – на последних спектаклях года или на последнем спектакле в гастрольном туре. Увы, я не был тому свидетелем, но видел фото, как наша труппа на гастролях развлекалась на спектакле «Жизель»: все девочки, которые танцевали виллис, накрасили лица белой краской, а в первом акте артистка в роли придворной сделала беременный живот. Мальчик оделся в платье и вышел в роли дамы, а девочка в роли кавалера. Фото и видео были очень смешные.

 

А печальные случаи хочется забыть и не  вспоминать. Однажды, когда я снимал балет из-за кулис, прямо рядом со мной на сцене одна девочка неудачно прыгнула и упала, получив травму. К счастью, у меня был мобильный телефон, я сразу набрал скорую, ведь артисты с собой на сцену, как правило, телефоны не берут».

Конечно, попав в мир «по ту сторону рампы», восприятие самого балетного мира сильно меняется. «Для начала я понял, что артисты – такие же люди. Раньше для меня артисты балета были существами неземными, я не представлял, сколько за их воздушными движениями спрятано труда и усердия. Я узнал больше о том, что скрыто для обычного зрителя, но от этого я только больше стал уделять внимания тому, что важно именно для самих артистов. Можно сказать, я понял, на что следует обращать внимание, что хорошо, а что плохо в балете. Ещё  меня удивляет, как различается атмосфера сцены и зрительного зала, какая магия происходит во время антрактов, когда перестанавливаются декорации. Очень красиво, когда режиссер по свету проверяет направление осветительных приборов и меняет освещение от яркого и тепло-желтого до сине-зеленого: тогда за несколько минут сцена меняет свой облик вместе с артистами, которые в этот момент репетируют свои роли и повторяют комбинации. При этом напряженном магическом состоянии, трепещущем в ожидании продолжения спектакля, я и сам ощущаю странную эйфорию. Для меня это короткое время до начала спектакля самое любимое.

 

 Балетное искусство стало мне ближе. Уже спустя год моего знакомства с жизнью театра я стал чувствовать себя частичной этого организма. Когда я фотографирую за кулисами балетные спектакли, я порой погружаюсь в какой-то транс. Я уже довольно неплохо помню порядок спектаклей и знаю, где мне интереснее будет находиться в тот или иной момент, чтобы заснять ту или иную сцену с интересного ракурса. Таким образом, я занят своей работой вместе с артистами на одной сцене. Поистине приятное чувство».

 

Любимая девушка Кирилла, его прекрасная муза – это уже знакомая вам Эллина Походных. Как это – быть рядом с перспективной артисткой, жизнь которой, в основном, состоит из классов и репетиций?

«Мне часто задают этот вопрос. Что касается личной жизни, то мы сами считаем, что наш секрет в том, что мы оба заинтересованы в развитии. У нас есть довольно много общего, но самое главное заключается в «желании достичь чего-то большего», и ещё в «цели», к которой каждый из нас движется. Два движущихся человека, тем более в творческом направлении… – это и есть то, что является объединяющим фактором.

Быть рядом с артисткой, жизнь которой состоит из множества репетиций и классов – это то, что и меня самого подстегивает не сидеть на месте и развиваться. Нужно понимать, что балет – это нелегкий труд. Я ценю труд моей любимой, стараюсь поддерживать её, быть рядом как можно чаще. Провожаю её в театр и встречаю после репетиций, стараюсь не пропускать спектакли».

 Кирилл и Эллина

 Снять балерину в студии – довольно просто, для этого не нужно быть «балетным фотографом». Снимать живой спектакль – задача гораздо более сложная, и не только с технической точки зрения. Что нужно, чтобы получилась идеальная «балетная фотография»?

«Это тема, о которой можно говорить долго и полностью не раскрыть все стороны. Я фотогравирую балет не так давно. Выходит, что четвертый год, с доступной мне регулярностью, посещаю балеты и фотографирую как за кулисами, так и из зала. Конечно, балет для съемки – это тема, к которой подступиться без знания многих моментов невозможно. Нужно знать либретто, музыку, чтобы понимать, какие па будут сейчас выполнены (потому что музыкально движения расставлены так, что сильные доли музыки приходятся на точки движений), порядок танца, и конечно, движения, которые выгодно смотрятся с определенной точки съемки и только в определенный момент, не раньше и не позже. Такие знания могут быть полезны при съемке с разных ракурсов, как из зала, так и из-за кулис.

 

Я стараюсь выбирать такую точку для съемки, чтобы достичь нужного эффекта полагаясь на знание либретто, стараюсь менять точки съемки так, чтобы не опоздать к нужному мне моменту в спектакле. Конечно, не стоит исключать и технической стороны. Для съемок в театре нужно хорошее оборудование, потому что зачастую темные, полные полутонов сцены фотографировать сложно.  Сочетая владение техникой и знание порядка, можно сделать идеальную фотографию. Важно помнить и то, что каждый спектакль поистине уникален и второго такого уже никогда не будет. Нужно быть в крайне собранном состоянии, не отвлекаться, думать о фотографии, о том, как стоит настроить фотоаппарат, и одновременно внимательно следить за всем происходящим. Только тогда можно найти ту самую фотографию, одну на 100.

 

Когда я начинал фотографировать балет, я был в некой эйфории, старался сфотографировать всё, что происходило. Конечно, со временем многое кажется уже не таким интересным, поэтому для меня крайне важно каждый раз замечать что-то новое, не относиться ни к чему, что происходит на сцене, как к «обыкновенному и пройденному», стараться смотреть на происходящее под разными углами, в прямом и переносном смысле.

Менять ракурсы мало, важно менять взгляд на происходящее. Я стараюсь фотографировать именно то, что мне нравится в балете, я пытаюсь искать живые моменты, вдохновляющие меня. Именно по этому принципу я сейчас и фотографирую балет – внимательно, с любовью и с открытыми для восприятия нового чувствами».

 

У Кирилла, как вы видите, потрясающая серия фотографий из-за кулис. Как удается ловить такие моменты?

«Опять-таки, нужно понимать «для чего» и «что» фотографируешь: только тогда есть шанс  найти подходящий момент. Балерины смущаются, но только если быть навязчивым. Несмотря на то, что я знаком со всеми артистами, несмотря на то, что мы все довольно неплохо общаемся, я стараюсь никогда не лезть к ним с фотоаппаратом и не отвлекать от работы. Один фотограф говорил в отношении репортажной съемки (которой, по сути, и является фотографирование за кулисами во время спектакля), что нужно уметь растворяться в пространстве. Себя он сравнивает с ниндзей, который везде и нигде, который есть, но его не видно. Это очень правильный подход, он верен и с этической стороны, и с психологической. Ведь когда человек знает, что за ним наблюдают, он не может расслабиться и быть собой.

 Бывает, что я вижу хороший кадр, но для того чтобы его сделать нужно подойти очень близко. Я жду, когда появится возможность, чтобы не отвлекать и не привлекать к себе внимание. Награда за терпение и внимание – то, что я могу стоять совсем рядом, сделать несколько нужных мне снимков, но остаться незамеченным».

И, если кому интересно, немного технической информации: Кирилл снимает фотокамерой Nikon D800, это  последняя модель, относящаяся к профессиональным фотокамерам Nikon.

«Я считаю её очень хорошей для съемки в сложных световых условиях театра и для меня она идеально подходит. Для съемки в театре нужна профессиональная камера, чтобы при высоких значениях ISO фотографии были всё равно приятны для глаза и не теряли информацию. Объективов у меня 4, но использую я преимущественно nikkor 50mm 1.8f,  nikkor 28-300mm. Это  средний класс объективов, но в планах обновлять оптику. Идеальная оптика для такого рода съемок – это светосильные объективы. Но я бы к своему набору добавил 28mm f/2.8 Nikkor,  35mm f/2D AF Nikkor».

Совсем скоро, в рамках II Международного фестиваля искусств в Одесской опере, в честь 90-летия одесской балетной труппы, состоится выставка Кирилла Стоянова «Неповторимое мгновение».  «В последние 6 месяцев, с конца 2012 – начала 2013 года я занимался подготовкой выставки. Я пересмотрел много своих фотографий, из них я выделил несколько тем, которые мне наиболее интересны. Выставка же будет посвящена артистам и той особенности, благодаря которой балет так интересно смотреть – искусству жить на сцене».

П.С. Открытие выставки состоится 3 июня в 16:00 по адресу: Сабанеев мост, 4, в здании «Дома ученых». Скорее всего, я там тоже буду, так что рада буду увидеться со своими одесскими читателями!

 

About Black_Swan

Оля Воронина: несостоявшаяся балерина, квалифицированный переводчик и любимая жена и мама. Живу в самом прекрасном городе у моря и страдаю неизлечимой формой шопоголизма.
This entry was posted in Балет, Интервью, Книжная полка and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

21 Responses to Есть такая профессия: Балетный фотограф

  1. Ирина says:

    Спасибо за статью! Очень интересно)) действительно, балетные фотографы творят чудеса. Можно часами просматривать фотографии со спектаклей…
    а вы не подскажите, в чьем исполнении “Парк” на фото?

    • Black_Swan says:

      Вам спасибо за комментарий!
      К сожалению, нет – я сильно выпала из театральной жизни нашего города. Скорее всего, кто-то из Мариинки у нас гастролировал. Уточню у фотографа, может, он помнит)

    • Кирилл says:

      “Парк” – фото с 2012 года. Надежда Сайдакова и Владимир Малахов)

      • Наталья says:

        А, этот фрагмент был на гала I фестиваля искусств. Очень проникновенно, просто нереально! С тех пор мечтаю увидеь весь спектакль живьем )

  2. time4beauty says:

    Оля, я как раз сегодня думала, что ты давно не писала. Ты меня услышала! :)

    • Black_Swan says:

      Даша, я сама очень соскучилась по блогу – постоянно посты в голове сочиняю)) Но времени катастрофически не хватает. Все время с ребенком на улице провожу, дома успеваю только быстро поесть-убрать-еду приготовить и заваливаюсь спать.
      Так что и хотелось бы писать чаще, да не получается((

    • Наталья says:

      да, я почти через день захожу в блог, проверяю…. ))

  3. Екатерина says:

    Спасибо большое за пост! Очень интересно!

  4. Наталья says:

    Спасибо, Оля! Как всегда очень интересно )
    Есть еще один довольно известный балетный фотограф, Николай Круссер. У него есть странички в Интраграме и Фейсбуке.

  5. OlivkovaYa says:

    Красивые фотографии! Очень интересно снято:)
    С ребенком первый год времени тоже ни на что не хватало) ничего, скоро будет легче:)
    Если получиться и будет желание, заходите в гости и принимайте участие в конкурсе http://84amina.blogspot.com/2013/05/giveaway-my-first-giveaway-from-you.html

  6. Александра says:

    Очень красивые фотографии и очень интересный пост. Еще раз убеждаюсь, что хороший фотограф снимает не просто красивые моменты, а такие, где видна душа. Потом от таких фотографий захватывает дух.

    • Black_Swan says:

      Спасибо! Да, именно это меня и зацепило в фотографиях Кирилла. Он понимает, что снимает и зачем. Очень талантливый молодой человек!

  7. Lakhota says:

    Ура!Новый пост!:)
    И какой! Мне понравились работы Кирилла, и сам человек кажется таким светлым.

    Это и моя мечта пофотографировать балет. На представлениях съемка по понятным причинам запрещена. А студенток училища я стесняюсь просить:).

    • Black_Swan says:

      Да, что Эллина, что Кирилл – оба какие-то необыкновенные, чудесная пара)

      Я думаю, если очень хочется, можно как-то связаться с руководством театра или училища – обычно, фотографам они идут навстречу.

      • Lakhota says:

        Вот эту мысль я и думаю как раз:)

        Рада, что Вы все же пишете в блог. Часто сюда захожу в надежде на новый пост.

  8. Екатерина says:

    Оля, спасибо вам за интересный блог. Пишите чаще, пожалуйста, если можете. Вы большая умница. Удачи вам!! Радуйте нас почаще!!!

  9. Pingback: Обо всём и ни о чем | Ballerina's Dressing Room

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Subscribe without commenting