Идеальная балерина: о красоте души

 Идеальных балерин не существует. Балет, как и любой вид искусства, с одной стороны ужасно субъективен: критерии оценки у зрителей, педагогов и балетмейстеров могут различаться с точностью до наоборот. А с другой – маниакально объективен: зеркало сопровождает балетных всю их артистическую жизнь, непредвзято отражая чуть пополневшие ляжки, широкие плечи или недостаточную гибкость. Эту «балетную объективность» мы обсудили в прошлый раз, рассматривая технические параметры идеальной балерины. Сегодня у нас задача сложнее – разобраться с субъективным, то есть с духовными составляющими этой самой балерины.

 

Конечно, можно сразу сказать, что артистом не становятся, им рождаются, и на этом закончить. Но становление настоящей балерины-личности начинается в классе – том самом, зеркальном, опоясанном станками по периметру.  С того момента как поступившая в балетное училище девочка переступает порог этого класса, главным человеком в ее жизни становится Педагог.

Вначале – это азы. Как правильно вывернуть ножки, как тянуть спинку, как двигать ручкой… Но в русских школах наряду с техникой с самого начала прививают осмысленность движения – не просто взмахнуть кистью, а сделать это с умом, с полным осознанием того зачем и почему. Именно это всегда так выгодно отличало наших артистов от иностранных.

Педагоги бывают разные – и  это, безусловно, отдельная тема. Покойная Людмила Сахарова, один самых противоречивых балетных педагогов, как-то сказала чудесную фразу: «Дуры не танцуют». Грубо, но справедливо. Балерина может не знать таблицу умножения, но понимать, что и о чем она танцует – обязана. А это невозможно без какого-никакого уровня культуры: начитанности, образованности, умения мыслить и чувствовать.

Раньше педагоги ходили со своими ученицами по музеям, обсуждали с ними фильмы и прочитанные книги, смотрели вместе балеты… Сейчас это редкость, к сожалению, поэтому будущей артистке как никогда важно думать не только о растяжке, но и пытаться «окультуривать» себя самостоятельно. Ведь как станцевать ту же «Манон» не прочитав предварительно «История кавалера де Грие и Манон Леско» Прево, я уж не говорю про глубокий психологизм и множество подтекстов в том же казалось бы заезженном «Лебедином озере».

После окончания училища и поступления в театр педагог-репетитор становится для артистки ближе родной матери. В балетном мире смена педагога – всегда событие и не многие на это решаются. Одна из самых больших трагедий для артиста – смерть педагога.

Задача репетитора заключается не только в отработке технических моментов. В большей степени именно педагог определяет амплуа артистки, помогает  раскрыться на сцене. Причем важно, чтобы он не навязывал свое видение роли, иначе все ученицы той же Улановой были бы просто ее бледными копиями. А как бы ни была прекрасна Галина Сергеевна, второй такой нет и не будет, да и не нужно.

Собственно, что еще можно сказать? Педагоги в училище и театре, начитанность и общая культура артистки – это все, безусловно, влияет на то, что она покажет на сцене. Но есть то самое непонятное и неизведанное, благодаря которому некоторые становятся Божественными, а некоторые, хоть и обладают безупречным телом, не заставляют сердце биться быстрее.

Что это: харизматичность, внутренняя наполненность, преданность искусству?.. Ответить однозначно невозможно и, наверное, опять-таки не нужно.

Хотя я видела Диану Вишневу вживую всего раз, она для меня идеал Артиста – своим, хоть и неидеальным телом, за минуту она может рассказать больше, чем многие за двухчасовой балет.

Но идеальной со всех сторон – и технической, и духовной – для меня всегда будет Екатерина Максимова. Красивая женщина, хрупкая, прекрасно сложенная балерина с великолепной для своего времени техникой и данными, светлая яркая личность. Есть такое понятие как «балерина-ассолюта». Понятие довольно размытое: в целом, если примой называют ведущую балерину в театре, то ассолюта — это звание или титул, который получают наиболее яркие балерины, чей авторитет непоколебим даже временем, балерины, которые буквально могут станцевать всё. Вот Максимова, по крайней мере, для меня, именно такой и является.

А кого вы можете назвать «идеальной балериной во всех смыслах»?

*Этот крохотный пост-ниочем писался у меня на протяжении почти двух недель, буквально по предложению в день. Будни молодой мамы))

Все фото, кроме Е.Максимовой авторства Марка Олича

About Black_Swan

Оля Воронина: несостоявшаяся балерина, квалифицированный переводчик и любимая жена и мама. Живу в самом прекрасном городе у моря и страдаю неизлечимой формой шопоголизма.
This entry was posted in Балет, На сцене, Пленники Терпсихоры and tagged , , . Bookmark the permalink.

46 Responses to Идеальная балерина: о красоте души

  1. Саша says:

    Как здорово,что ты нашла время для написания поста))
    Я бы добавила еще Ульяну Лопаткину. Еще чуть-чуть и можно будет добавить Женечку Образцову. И предчувствую,что Ольга Смирнова вырастет в настоящее чудо.
    Диана-любовь моя.
    Максимова-идеальный идеал…во многих смыслах,не только балетном))

    • Black_Swan says:

      Саша, это было безумно сложно)) Пашка спит только на руках, а с ним вместе печатать как-то не очень удобно)

      Лопаткина – безусловно. Так обидно – она уже два года подряд приезжает в Одессу со своим гала, а я то на работе, на серьезном мероприятии, то на свадьбе у лучшей подруги. И то, и другое даже ради Лопаткиной пропустить нельзя. Мечтаю увидеть ее и Захарову вживую)
      У Образцовой невероятно-позитивная энергетика, очаровательная балерина. Жаль, что рост маловат, масштабные балеты ей не очень идут.
      Смирнова – посмотрим. Пока отзывы совершенно полярные.

      • Саша says:

        Хм…обычно мне нравятся высокие и изящные девушки ( не только применительно к балеринам,поэтому пишу -девушки).А вот именно Женечкина миниатюрность мне нравиться=) Поэтому про масштабные балеты не соглашусь.Но как ты уже писала выше,все это так субъективно=)

  2. sabama says:

    Как неожиданно и ужасно приятно видеть Ваш новый пост!

  3. Oli says:

    Как я рада тебя видеть)
    Чой это пост ниочем? Мне вот, которая только знает, что балет это слово из пяти букв и там красивые девушки интересно абсолютно все)

    • Black_Swan says:

      Да просто нет возможности вдумчиво писать – я обычно сажусь, когда вдохновение находит, и одним махом пишу. А тут, когда пытаешься урывками что-то сваять, выходит что-то непонятное)
      Но рада, что интересно)

  4. Александра says:

    Рада, что постепенно идет продолжение. Про идеальную балерину ничего сказать не могу, т.к. мало видела балетов вживую, сейчас же хочу просто поздравить с наступающим Новым годом (у нас в Сибири он почти у дверей) и пожелать всего самого наилучшего, что есть в мире, для вас, мужа и особенно для маленького Паши, вашего солнышка!

  5. Pingback: TGIF! Beauty Blog Roll (29.12.2012 - 04.01.2013) - Time4Beauty

  6. Mariluchi says:

    Я как-то уже писала, что моя любовь – Вишнева. Она подарила мне балет, даже несмотря на то, что я с детства активно и с интересом слежу за этим видом искусства (сама с 4 лет в гимнастике, так что не мыслю своей жизни без этих двух родственников =)). Стараюсь не пропускать ни одно выступление Дианы в Мариинке, но случаются они, увы, не так часто, как хотелось бы.
    “Лунный Пьеро” из цикла “Диалоги” – это что-то совершенно невероятное, непередаваемое. Волшебство.

    • Black_Swan says:

      Да, Диана – великолепна. Она ведь еще и умная очень, обаятельная – смотреть с ней интервью для меня одно удовольствие.
      Лунный Пьеро я несколько раз смотрела – с первого раза не пошлО, зато потом оторваться не могла. Они с Ратманским друг друга нашли – она и в его Золушке бесподобна.

      • Саша says:

        А еще Дина просто красавица и даже,когда она не танцует и не говорит,просто смотреть нее-истинное удовольствие.Лучше ее нет!По крайней мере для меня точно=)

  7. Елена says:

    Моя любимая балерина – Наталья Осипова.

    Большое спасибо за Ваши статьи!

  8. Евгения diskrecia says:

    да, пост всё-таки красиво и воздушно написан. К классическому балету я особо не приучена, но стараюсь что-нибудь смотреть (иногда даже через силу)))) и , конечно, не в “живом” варианте. О Лопаткиной не задумывалась, если честно, но после Вашего постика посмотрела в ютике видео. Интересная она, и на лицо и технически. В феврале 2013 она будет в Волгограде, захотелось на неё попасть.

  9. снигирева юля says:

    мне лопаткину очень понравилось слушать,в отличии от фальшивой волочковой(а как она поначалу мне нравилась,сейчас какая-то вульгрная стала).вообще,балерина-это аристократизм и утонченность.

  10. Вероника says:

    Екатерина Максимова, Лючия Лакарра, Диана Вишнева!

  11. Фея Сирени says:

    Мне очень нравятся Лопаткина и Вишнева. Хотя они очень разные по своим данным, по амплуа.
    Обе балерины техничны, высоко профессиональны, глубоко вживаются в образ своей героини. Более того, их интервью могу слушать часами – ум, интеллект, такт, эрудиция.
    Мне не раз приходилось слышать, что Мариинский театр (в отличии от Большого) отличается именно высокой культурой.

  12. Madlen says:

    Постойте, а как же Анна Павлова?

    • Black_Swan says:

      Анну Павлову вживую уже никто не видел, а по тем видео, что остались, мало о чем можно судить) Поэтому, думаю, ее и обошли вниманием

  13. Модница says:

    Какая для меня находка Ваш блог! Я сама в детстве занималась балетом, 5 лет. Со школой выступали много, на гастроли даже ездили. Бросила тк не поступила в училище изза большого роста (надо же как меняются критерии… Сегодня наверное берут таких как я) руки опустились и вообще дальше танцевать не хотелось тк меня стали ставить на роли “мальчиком”, опять же рост… А ведь так хотелось пачку!
    А что Вы скажете о не русских балеринах? Кроме Лючии никто не привлекает внимание? И как Вы относитесь к китайским балеринам-акробаткам? Там техника умопомрачительная и идеальное телосложение… Правда восточные черты лица как-то не вписываются в стереотипный образ.

    • Black_Swan says:

      Спасибо большое! А какой у вас рост, если не секрет?

      Нерусских балерин я, честного говоря, особо и не знаю. Ну, кроме самых известных. То есть имена и внешность их знаю, но не всегда нахожу время даже на то, чтобы ролики на ютубе посмотреть. Поэтому судить не берусь – так что в этом вопросе я несколько однобока) А о китайских даже и сказать нечего. Я довольно категорична и, наверное, стереотипна. Для меня лебедь или вилисса не может быть с раскосыми глазами или с темным цветом кожи.
      Особо желания смотреть на этот акробатический балет нет – ну да, дух захватывает, но… слишком много но))

  14. Наталья says:

    Я тоже была подвержена стереотипу “невосприятия” балерин с раскосыми глазами в классических партиях :) НО этим летом смотрела Жизель в Национальной опере, партию Мирты исполняла солистка Киевской труппы Синобу Такита, видела ее впервые и была абсолютно очарована ее техникой, пластикой, тонкими линиями тела. При этом совершенно не думалось о том, что она японка. Хотя, у нее русская школа и это, наверное, в значительной мере влияет на качество танца и, соответственно, на восприятие образа.

    • Black_Swan says:

      Воот, читала ваш комментарий и думала, что “она же танцует у нас, репетиторы – русские” – а вы и сами это в конце написали) Так что в этом я с вами полностью согласна.
      У нас в Одессе тоже есть японские солисты, их Васюченко забрал из МГАХ. Девочка – невероятно красивая, тоненькая, техничная, выученная. Действительно, во время танца на ее восточные черты лица не обращаешь внимания.

  15. Елена says:

    Девочки, а вы смотрели “Щелкунчика” в исполнении американского национального балета? Там очень красивые декорации, костюмы-реквизит, наша музыка Чайковского (для меня наше все:)), НО танец снежинок исполняют и чернокожие танцовщицы…я не росист, но невыносимо смотреть…

  16. Александра says:

    Ольга, а как Вы думаете, у кого-либо из современных балерин есть шанс в будущем получить титул “ассолюта”?

    • Black_Swan says:

      Возможно, у Наташи Осиповой – у нее, конечно, физика далеко не из лучших, но таких актрис, как она еще поискать. Возможно, у Ольги Смирновой, хоть меня и бесят ее острые локти)) Это – первое, что пришло в голову. Может быть, чуть позже еще кого-то вспомню.

  17. Natalie says:

    А как вам Наталья Балахничёва? Та самая, которая снималась в документальном фильме “Пленники Терпсихоры”, сейчас она служит в театре “Кремлевский балет”. Это самая легкая и Аврора, которую я видела, из зала ощущение, что танцует совсем девочка, хотя ей почти уже 40. Вообще я не фанатка этого театра, потому как у них много откровенно тяжелых артистов, но именно эту балерину очень люблю)

  18. Natalie says:

    Еще есть довольно известная балерина Мария Аллаш, самая лучшая Эгина, намного глубже, чем Захарова. Но в Лебедином как Одетта она мне меньше понравилась, всё-таки ее амплуа – более страстные образы) Я не говорю, что ее техника идеальна, руки иногда угловаты, но перчинка в ней есть, а для артиста это важно.

    • Black_Swan says:

      Вот необъяснимо, но Аллаш не люблю. Сама не понимаю почему – не моя балерина. Захарова вообще не сказать, что глубокая балерина. Но красивая не то слово!))

  19. Pingback: Небалетные балерины | Ballerina's Dressing Room

  20. Camilla says:

    Ольга, если Вам знакомо имя Ларисы Лежниной, хотелось бы узнать Ваше мнение о ней.

  21. OlgaR says:

    Мне знакомо имя Ларисы Лежниной, солистки Кировского (Мариинского) театра. В YouTube можно посмотреть балет “Спящая красавица” с ней в главной партии с Фарухом Рузиматовым. Она там удивительно легкая и грациозная, хотя у нее нет такого широкого шага, как у современных балерин, хотя бы потому, что она из другого поколения. Кроме того, можно ее посмотреть в па-де-труа в 1 действии балета “Лебединое озеро” по-моему 1990 года, где в главных партиях танцуют И.Зеленский и Ю.Махалина. Сейчас она ведущая балерина Национального балета Нидерландов сохранившая неплохую форму, которую могли наблюдать в Петербурге на XIII международном балетном фестивале «Dance Open», который прошел буквально недавно.

  22. takaya.elka says:

    на сегодняшний день для меня такая балерина – это однозначно Вишнева (я балетоман с 12-летним стажем, мне 28))). Захарова – это эдакое балетное совершенство, на даже сейчас она для меня холодновата. В Вишневой же есть все – и физИк (пусть даже ноги не идеальны, но ее корпус, руки фантастические), есть “души исполненный полет”, есть страсть и огонь.
    раньше для меня номером один была лопаткина, но потом в ней что-то сильно изменилось (гм, ну логичным образом вскоре после того, как она ушла от кургапкиной).
    я люблю семионову, она удивительная балерина, настоящая птица, моя вторая любимая Никия (первая Вишнева). у Полины слабое место то, что после выпуска у нее так и не было хорошего постоянного репетитора (да-да, малахов, но все-таки). и вот это всегда заметно – не хватает той выучки, которая приходит к балерине после школы, в театре.

  23. takaya.elka says:

    ой, чуть не забыла. Маша Кочеткова. она удивительна, я до сих пор помню, как была поражена, увидев ее как-то в штатах.
    из иностранных балерин – Сильви Гиллем.
    p.s. а если говорить о “золотом фонде”, то, безусловно, Екатерина Максимова. тут просто ноу комментс.

    • Black_Swan says:

      О, Гиллем – это космос какой-то, особенно, в современных балетах. Надо будет о ней как-то написать. Кочеткова милая очень, согласна.

  24. елена says:

    на втором фото Дарья Устюжанина. Родом из Ижевска. Учится в АРБ. Возможно будущая прима. Сложена пока почти идеально)

  25. Болотбек says:

    Идеальных танцовшиц наверное не бывает, хотя мы можем идеализировать без конца. Ведь танцовшица сама ищет идеал иначе зачем она постоянно совершенствуется. И как правило в поисках идеала, все которые вовлечены в цехе хореографии, в конце концов приходят к мысли что идеалом может быть только стремление. А так как стремление человека бесконечна и она не может охватить этот материальный бренный мир со всеми богатствами на этой земле, весь цех не находя прелести земного, пытаются “улететь” в потусторонний мир. Вот поэтому их долго готовят в кузнице балетных училищ чтобы добиться ощущения невесомости, лёгкости как “…пух из уст Эолы…” Вот почему мы плачем и заворожённо смотрим виллис, второй акт ” Лебединое..” “Шопениана” и этому похожих дев-гурий в нашем представлении. А ведь девушки из того мира могут быть только прекрасными если они были несправедливо обижены здесь. Вот поэтому несмотря на все интриги, после всех отборов из тысячей умеющих выворотно…, апломбу, выносливости, захочется петь только о том что будет хорошо лишь тогда когда перенесутся наши души туда и мы в это верим. Отсюда и вера в Бога.
    И теперь переходя к основному вопросу: Не бывает идеальных танцовщиц, а бывает что та или иная танцовщица наиболее убедительно и честнее, искреннее с нами разговаривает, шепчется, делиться о сокровенном под огромной рампой прожекторов. Мы любим только искренность, а не демонстрацию физических возможностей одной солистки где трудились много много людей чтоб донести нам эту мечту, эту веру в счастье что когда-то она и осуществиться, иначе это будет издевательством честнОму народу что и так видно что мы по сравнению с солисткой просто напросто физически инвалиды не считая что мы заплатили за билет и время уделили и даже ладошки приготовили хлопать. Поэтому мы обожаем вас танцовщицы, обманите ещё раз нас грёзами о потустороннем, заставьте нас тосковать по гуриям, только не обманывайте холодным расчётом и каждый из вас будет идеальным для нас.

  26. Yana says:

    Для меня идеал сочетания технических, внешних и духовных качеств – это Ульяна Лопаткина. Она стала неожиданным моим открытием именно с точки зрения воспитания, такта, природной интеллигентности. Посмотрела программу “Вечерний Ургант” и уже не могла остановиться пока не пересмотрела все интервью с Ульяной (к сожалению, их не так много). Поразило её умение владеть русским языком, насколько точно и выверено подбирает слова как и движения на сцене, при этом я не почуствовала фальши или наигранности. Ее речь, интонации музыка для моих ушей. Думаю, это я и ценю больше всего в балерине-природная интеллигентность в сочетании с утонченностью, вдумчивостью дает именно тот эффект, которого я жду на сцене от танцовщицы классики в первую очередь. Именно по этой причине я не воспринимаю Диану Вишневу. Ее внешность, кокетство, темперамент для меня перебор – слишком сладко. Светлана Захарова простовата, на мой взгляд.
    Из молодежи с удовольствием наблюдаю за Ренатой Шакировой, Кристиной Шапран, Марией Пуарт, Мико Фогарти, Джулиет Доэрти.

    • Black_Swan says:

      Спасибо за комментарий! Да, мне ближе по темпераменту все-таки Вишнева, но я прекрасно понимаю, о чем вы говорите. Да, Ульяне, как никому, подходит титул “Божественная”. Она действительно как из другого мира.
      Захарова да, не просто простовата, она еще и не особенно блещет умом, будем честны)

      Спасибо за список молодых балерин – некоторых не знаю, надо погуглить

  27. Болотбек says:

    Я бы отметил не то что идеальной а прежде, человеком на сцене. И такими для меня являются Анна Павлова и Дункан.
    Конечно я, а также многие из нас не видели как они танцевали, за исключением двух и одного маленьких эпизодов их танца которые сохранили кинооператоры тех лет, но и этого достаточно, чтоб действительно выделить их из той плеяды танцовшиц которые нам известны из видеоматериалов.
    Идеальным танцовщицу делает прежде всего сердце. Сердце то которое бьётся и не даёт покоя чтоб выразить честно, искренно то что волнует её. Тут важна её “обнаженная ” искренность иначе это будет издевательством натренированного многолетними упражнениями перед зрителями которые относительно их инвалиды.

  28. Елизавета says:

    Спасибо Вам за такую занимательную статью. Любимая балерина- Светлана Захарова. Как бы многие не говорили, что она холодновата, я ей восхищена. Но это из действующих балерин. А если брать в общем, то Екатерина Максимова! Не могу оторваться от нее в роли Китри! Потрясающе. Все время думала, что Русский балет- самый лучший в мире, и гордилась этим. Но недавно открыла для себя Сильви Гилем. Захватывает дух от ее таланта и нереальных данных. Если брать молодых балерин, то очень нравится Ксения Жиганшина. Давно за ней наблюдаю. И Элеонора Сервенад. Еще студентка, но мне кажется за ней большое балетное будущее.

    • Black_Swan says:

      Вы прямо перечислили всех моих любимых балерин. Вот только про Сервенад пока ничего сказать не могу, надо наблюдать. Спасибо за комментарий!

  29. Аркадий Гринь says:

    Здравствуйте, Ольга! Я тоже попал на Ваш блог случайно и зачитался им, как и другие тут, что не мог оторваться. Уйма ценной информации, и как подано! Обнаружил я его месяца с два назад, но прежде чем писать, решил ознакомиться со всем блогом, кроме помадно-тушьных тем. Вы даёте столько ценнейшей информации, у Вас можно учиться понимать балет. И что мне очень понравилось – что Вы, очевидно, глубоко интеллектуальный человек. Вы пишете хорошим стилем, грамотно (редчайшие ошибки, на которые Вам указывали, не в счёт, ибо трудно знать абсолютно всё, а кроме того, может случиться элементарный недосмотр).
    Вы открываете блог, представляя себя читающим его. И я представлюсь: я тоже из Одессы и тоже понимаю ценность нашего города. Я окончил испанское отделение университета Мечникова (намного раньше Вас), но большей частью приходилось иметь дело с немецким (после нашего университета учился в германском). Я и преподавал немецкий в Институте последипломного образования Мечниковского университета, который располагается в том же корпусе на Французском бульваре, что и наш родной факультет. Работал там именно в те годы, когда Вы там учились, так что, возможно, мы с Вами множество раз сталкивались в Alma mater. Если только меня память не подводит, Вы вскользь упомянули, что писали университетские работы по именам собственным. Я обе курсовые и дипломную тоже писал по ним. На базе романа Габриэля Гарсии Маркеса “Сто лет одиночества”. Ну и балетоман я. Но не сумасшедший.
    Здесь я пишу не только для Вас, но и для всех посетителей блога, но интересней всего, пожалуй, будет людям из Одессы – просто некоторые темы такие.
    А попал я на Ваш блог, ища в Интернете “Азбуку балета”. Просто решил, что, чем платить 150 гр. в лавке университетской книги Москвы и Петербурга (знаете такую – она расположена на Еврейской, 13 напротив УВД? У неё оригинальное название – “Остров послезавтра”), лучше поискать для начала в Интернете. Так и вышел на Вас. Кстати, в упомянутой лавке недавно видел толстую книгу сочинений Акима Волынского, о котором тут, кажется, говорили. Издатель характеризует его как забытого деятеля Серебряного века. Если говорить ещё о балетной литературе, то в фойе Публичной библиотеки (по-новому – Национальной научной, что до недавнего времени носила имя Горького) продаются книга об Улановой и книга Вагановой. А ещё в фойе Оперного театра продают “Одесский балет” Ирины Кузнецовой (последняя в 60-70-е гг. выступала в балете оперетты). А ещё хочу сказать о библиотеке, где я обнаружил три старые книги о балете и о которой мало кто в городе знает: на территории Юракадемии расположен музей-библиотека, которую почти никто, видимо, не посещает. Хранительница этой библиотеки говорит: “Приходите, пишите диссертации”. Очень любезная женщина. А книги эти: 1) С.Н.Худековъ. История танцевъ. Издание царского времени в трёх частях. 2) В.Свъетлов. Современный балетъ. 1911 г. 3) Материалы по истории русского балета. I том. 200 лет Ленинградского училища. 1938 г. Как рассказала хранительница, многие книги библиотеки были реквизированы на дачах, располагавшихся вдоль Фонтанской дороги, а во время войны были спрятаны в подвале, чтоб оккупантские руки до них не добрались. Я давал этот списочек нашим балетмейстерам Васюченко и Трощенко, но не уверен, что они им воспользовались. Такие сведения пропадают!
    Я Вам очень благодарен за весь изложенный на блоге материал. Вот я себе какую цель ставлю? Балет слишком специфичная вещь, а я хочу смотреть на сцену осмысленными глазами. Но для этого надо поучиться. И вот Ваш блог находка.
    Что меня очень привлекло, в частности, так это то, что Вы выступаете за духовное развитие артистов. Я знаю очень многих работников искусства города – многих если не лично, то в лицо – и, будучи завсегдатаем театров и филармонии, могу видеть, кто из них посещает родственные учреждения, а кто нет. Таких немного. Понимаю, что многие скажут: живём мы в дальних районах, а то и в пригородах, не хотим замерзать поздно вечером на остановках, да и страшно в темноте добираться. Понимаю. Но далеко не каждый, кто в центре живёт, часто будет ходить на представление или концерт. Не будем тешить себя обманом, что они, по крайней мере, читают книги по своей специальности или образовывают себя через Интернет. А сильно ли они посещают музеи? Большинство просто ремесленники (пусть и хорошие). Показательна одна вещь, которые я вычитал на балетном форуме. Во времена взятия на себя социалистических обязательств и написания личных комплексных планов (были такие заботы под руководством партийных и комсомольских ячеек) артисты Большого театра обязались знать содержание всех спектаклей, в которых они участвуют. Ну, конечно. Принц Дезире может и не ведать, что с его бедной Авророй происходило предыдущие два акта. Меня жизнь в 80-е гг. близко свела с балетными артистами, но в основном это был балет оперетты. Так что кое-что из этой жизни я знаю не понаслышке. С некоторыми общаюсь до сих пор (они уже балетно-пенсионного возраста). Одна ремесленница из них несколько лет назад, видя, как я много хожу на одни и те же спектакли, сказала, что это ненормально. Можете себе представить, что в самих балетных произведениях она ничего не смыслит. В технике – да, но в произведениях… Знавал я среди них и ставшую затем известной Ирину Апексимову (сериалы “День рождения Буржуя”, “Клетка” и проч.) и дочь Вашего педагога Эльвиры Караваевой, Элю (ныне живёт в Америке). А вот знаете, что написал в изданной в 1999 г. энциклопедии “Одесса. Кто есть кто”, раздел “Феномены” журналист Александр Каменный о Вашем педагоге? Цитирую: “Караваева Э.А. – солистка балета Одесского оперного театра. исполнила ряд ведущих ролей классического репертуара. Единственная из одесских балерин, которая за свою сценическую карьеру трижды перенесла переломы костей ног. несмотря на заявление врачей, что для неё как для балерины всё кончено, трижды возвращалась на сцену. Заслуженная артистка УССР”. А завтра, в среду, в 17.00 в Доме учёных будет заседание краеведческой секции “Одессика”. На нём проф. Максименко будет представлять свою книгу “Дарованные встречи”. В ней есть глава “Балет”, в которой автор рассказывает о ведущих артистах одесского балета разных лет. В частности там есть раздел “Три грации. Светлана Антипова, Эльвира Караваева, Сильва Вальтер”. Вход на “Одессику” всегда свободный. Если Вы и посетители блога можете, то приходите. Сам автор, по моему мнению, вписал своё имя золотыми буквами в летопись города. У него замечательные книги и статьи и в частности он написал историю нашего оперного театра – “Два века Одесского городского театра”.
    Есть ещё одна тема. Поверьте, очень бы не хотелось подпортить Вам настроение, но делать вид, что проблемы нет, нечестно. Я вижу, как трепетно Вы относитесь к С.Захаровой. Что ж, как артистка она, может быть, и восхитительна. Но у меня возникают сомнения о некоторых других сторонах её личности. Это её участие в политике. Она депутатша? А как балетная прима, у которой профессия должна отнимать всё, может ходить на заседания, участвовать в работе комиссий, проводить избирательные кампании и тщательно изучать бесконечные документы? Могу предположить, что т. к. современная Россия сделала серьёзные шаги назад, в СССР, то современный тамошний депутат может быть в парламенте так, для мебели. За него могут всё решить. Всё это правильно, это нравственно? Ей приписывают одобрение агрессии против Украины. Такое одобрение выглядит тем более нехорошо, что она родом с Западной Украины и училась в Киеве. Понимаю,что её родители, скорее всего, просто приехали в Луцк на работу и внутренне их с украинством ничего не связывает. Но всё же, выросла на этой земле. Представляю, что человек может пойти на сделку с совестью: дескать, не подпишу я гадкую бумажонку, так последствия будут для меня и для связанных со мной плохие. А так, в массе других моё имя особенно и не заметят. Хоть я в политике ноль и мебель, зато по старой советской традиции, выбью коллегам квартиру-другую, так что что там какая-то подпись!
    Но вернёмся к приятному. Я вращаюсь среди краеведов, театралов, меломанов. У нас есть люди, которые от всей души изучают какую-то тему, а потом читают лекции. Прийти может любой и бесплатно. Вот и я читаю циклы лекций. Так, прочёл цикл о Кшесинской, после чего проф. Максименко предложил мне в рамках Театрального общества провести эксперимент – “Сравнительный портрет Кшесинской и Павловой”. В апреле я прочёл первую часть лекции. Людям понравилось. В мае заседание общества не состоится, а вот 18 июня, в 14.00 в Музее Рёриха (Б.Арнаутская, 47) буду читать продолжение. Одесситы-любители балета, приходите. Скучно не будет. Рассчитано на полтора часа.
    Хотел тут написать о малоизвестных фактах из жизни Анны Павловой, но это уже в другой раз.
    Ольга, позвольте ещё раз выразить восхищение Вашим “милым бложиком” и призвать тех, кто уже писал в нём, не покидать его.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Subscribe without commenting