Балетная обувь: в чем танцуют балерины? Часть 2

Они – символ классического танца. Они – признак принадлежности к касте. Они – объект желания маленьких девочек. Они – иллюзия невесомости. Они же – пыточный инструмент, который профессиональная артистка балета вынуждена носить каждый день.

Пуанты, пальцы, каски – всё это с виду совершенно безобидные воздушные туфельки, профессиональная обувь балерины, без которой сейчас невозможно представить себе ни одну классическую постановку.

Первой балериной, вставшей на то, что сейчас мы привыкли называть пуантами, была Мария  Тальони, дочь знаменитого балетмейстера Филиппо Тальони, отца-основателя так называемой «эпохи балетного романтизма». Мария, по словам современников, не имела никаких данных для занятий балетом – у нее были длинные конечности, довольно высокий рост, плоская грудь. Она была слишком худая. Смешно, да? Ведь сейчас все вышеперечисленное – это минимальные требования к артистке.

Тальони сам репетировал с дочерью – его новые балеты требовали необычайной легкости и воздушности. Мария отказалась от тяжелых юбок, корсетов и обилия украшений и выходила на сцену в летящей пачке-шопенке. В погоне за необычайно высокими полупальцами и появилась новая обувь. Первые пуанты мало напоминают сегодняшнюю профессиональную обувь – у них была жесткая пробковая прокладка, на них невозможно было виртуозно стоять «на пальцах», но они сделали главное – создали иллюзию отрыва от земли, иллюзию совершенно неземного существа.

С развитием танца, видоизменялась и обувь. Стелька стала более твердой и устойчивой, появились новые технологии изготовления пуант, а балерина, виртуозно владеющая пальцевой техникой, ценилась не меньше артистки, способной “порвать сцену в клочья”  страстями.

Я не претендую на какие-то особые исторические знания, поэтому теперь перейду к более современному балетному миру и его экипировке.

Начну с профессионалов. Девочки, поступившие в хореографическое училище, начинают заниматься на пуантах со второго семестра первого года обучения. Всем им по 10-11 лет, скелет вполне сформирован, а мышцы уже привыкли к нагрузке.

Фото: Марк Олич

Считается, что ранняя постановка на пальцы, до этого возраста, не только никому не нужна, но и крайне небезопасна. Несмотря на это есть частные балетные школы, практикующие занятия на пальцах даже с совсем малышками. Не хочется разводить здесь споры на эту скользкую тему – все очень индивидуально. Есть девочки с высокими подъемами и сильными стопами, которым, слава Богу, пуанты в юном возрасте совсем не помешали, а есть и детки, которым из-за этого довольно рано пришлось уйти из проф.балета.

Взрослая артистка, исполняющая ведущую партию, за один спектакль может поменять до трех пар пуант – особенно, это касается «подъемистых» балерин. Чем выше и «круче» подъем – тем легче ломается стелька пуанта, а в такой обуви танцевать уже невозможно. В среднем, за месяц артистке нужно не менее пяти пар пуант, а приме-балерине – не менее тридцати. Когда Большой театр заключал договор со Светланой Захаровой, в нем был отдельно оговорен пункт о пуантах – ей, как обладательнице одних из самых красивых стоп в мире, нужно было в два раза больше обуви, чем другим артисткам.

Пуанты, в отличие от обычной обуви, выбирают не только по размеру ноги:

Полнота – на пуантах Гришко, например, обозначается иксами – Х. Чем этих иксов больше, тем больше полнота, и тем, соответственно, шире пуант.

Закрытость – довольно относительное понятие. Обычно, стопам с низким подъемом рекомендуют небольшую или среднюю закрытость, чтобы они, как бы, вываливались из пуанта, создавая иллюзию “горки” на подъеме. Есть еще разные вырезы на пуантах – Vобразные, круглые и т.д. Они влияют только на внешний вид.

V-образный вырез

U-образный вырез

Жесткость – этим параметром обладает стелька пуанта. Многие фирмы обозначают ее следующими буквами – S (мягкие), M (средние), H (жесткие). Нередко в продаже можно встретить SS  (супер-мягкие) и SH (супер-жесткие). Здесь тоже все вполне понятно – стопе с низким неразработанным подъемом и начинающим рекомендуется начинать с мягких пуант – в них легче делать “вскок”. Но мягкие гораздо быстрее изнашиваются и ломаются. Жесткие идеально подходят для высоких подъемов. Еще бывают раздельные стельки (посередине, на “сгибе” подъема они более мягкие) и стельки 3/4. Я лично в таких никогда не танцевала, а вот Диана Вишнева, например, пользуется обувью Гришко с короткой стелькой:

Пуант Дианы Вишневой

Насколько я понимаю, эти пуанты подходят только для профессиональных артисток с невысоким подъемом, но сильной стопой.

Цвет – хотя есть такие фирмы, которые выпускают цветные пуанты, основной цвет балетной обуви – нежный персиковый. В идеале, атласная отделка пуанта должна совпадать по цвету с трико – за счет этого нога будет казаться бесконечной. Кстати, некоторые балерины даже не пользуются лентами для пуант. Завязанные вокруг лодыжки ленты могут еще больше укоротить, как бы  “обрубить” короткие ноги, поэтому они пользуются специальными прозрачными, но крепкими широкими резинками, которые удерживают пуант на ноге.

Такие резинки также пришивают в районе пятки, чтобы она не спадала, или через подъем – это для подъемистых стоп.

Чтобы пуанты совпадали по цвету с ногой, их, чаще всего, припудривают – особенно, для балета “Дон Кихот”. Китри – испанка, соответственно, он не бледная тень и ножки у нее “загоревшие”.

Собственно, “пуантовых параметров” гораздо больше, но углубляться в эту тему, мне кажется, не стоит – они имеют значение только для профессионалов.

Меня нередко спрашивают, как правильно подобрать пуанты. Как и выбор обычной обуви, это очень индивидуальный процесс. Если есть возможность, первые пуанты лучше всего покупать с педагогом или, как минимум, предварительно с ним посоветоваться. Здесь описаны общие советы по подбору пальцев.

Перейдем к любителям, то есть людям, которые занимаются классикой “для себя” во взрослом возрасте. Многие, заходя в балетные класс, сразу же спрашивают “А когда мы начнем заниматься на пуантах?”. Хороший педагог никогда не начнет занятия на них сразу же. Подготовка стопы к пальцевым урокам занимает в среднем год – в зависимости от исходных данных и количества занятий. В основном, это простые упражнения у палки – вскоки, релеве, пассе и т.д.

Начиная заниматься на пуантах, нужно помнить, что стоять в них нужно не только за счет стопы, иначе весь вес перенесется на большие пальцы – мало того, что это неправильно, это еще и грозит серьезными травмами. Я не хочу здесь давать советы по поводу того “как научиться стоять на пуантах” – все это следует делать ТОЛЬКО под присмотром грамотного педагога. Самостоятельные занятия не только вредны – они еще и совершенно бесполезны! Лучше подготовьте к пуантам собственное тело – очень важна выворотность, сильные стопы (сотни релеве у станка вам в помощь), внутренние мышцы бедра, ягодицы и, конечно же, основа классики – жесткая прямая спина, без прогибов, с опущенными плечами и “вставленными” лопатками.

Всем любителям я искренне рекомендую специальные силиконовые вкладыши – с ними у меня практически не стираются до крови пальцы да и работать в них гораздо комфортнее и мягче.

На начальных этапах лучше взять поплотнее, потом вы сами почувствуете, когда стоит переходить на более тонкие вкладыши – в них лучше чувствуется сцепление с полом. Вкладыш надевается на голую ногу – не на трико! Он должен облегать пальцы как вторая кожа – тогда вы точно нигде ничего не натрете.

Не забывайте, что примерять пуанты в магазине нужно только с вкладышами – иначе потом для них просто не останется места.

О себе: я ношу пуанты Гришко, модель “Майа 1″, средней жесткости и с самой небольшой полнотой. Размер обычной обуви – не больше 34-ого, размер пуант – 3,5.

Подготовка пуант к работе – это еще одна обширная тема и чтобы ее осветить, одного поста мне не хватит, поэтому кому интересно, рекомендую посмотреть вот это видео:

Практически все пуанты производятся вручную, “пальцевые” мастера буквально на вес золота. Одна из самых известных по всему миру марок пуант – Гришко, российского производства. Вообще, мне кажется, именно русские пуанты – самые красивые. У них замечательный узкий пятак – даже на обуви с большой полнотой.

Пятак на моих видавших виды пуантах

У них красивый цвет атласа – он не поросяче-розовый, не сильно бликует со сцены и не смотрится дешево. Кроме того, эти пуанты сделаны только из натуральных материалов и ноги в них не потеют.

В последнее время в моду вошли пуанты американского производства – Gaynor Minden  – в народе называемые “гейнерами”. Это уникальные пуанты, которые, по идее, не изнашиваются практически годами! Сделаны они из специального пластика, поэтому их даже можно стирать в машинке. Внутренности этой обуви обиты мягким материалом, поэтому не требуются даже вкладыши. Эти пуанты не нужно “готовить” – они уже полностью готовы к танцу: стелька изогнута под нужным углом, а стакан сам “подстаивается” под стопу. В этом и кроется один из недостатков американских пальцев – очень важно выбрать правильную пару, потому что если не подойдет хотя бы один параметр – высота, полнота, жесткость – “разносить” или “размять” их не удастся.

В этих пуантах удивительно легко танцевать – кажется, что вскок они делают за вас самостоятельно. Они действительно очень комфортные, удобные и невероятно устойчивые – держать баланс в них одно удовольствие. Не зря, многие балерины говорят, что после гейнеров танцевать в другой обуви просто-напросто не могут. Но есть и такое мнение, что эти пуанты расслабляют стопу, и со временем пальцевая техника может стать гораздо хуже.

К субъективным недостаткам этих пуант я могу отнести их внешний вид – они сильно бликуют, цвет атласа мне лично не очень нравится да и форма у них оставляет желать лучшего. Их отличная устойчивость обусловлена довольно широким пятаком – но это и делает их внешне такими непривлекательными, как бы обрубленными.

Еще по балетному интернету ходят страшные байки про то, что от гейнеров чернеют ногти. Конечно, эти пуанты ненатуральные, пластмасса “не дышит”, и риск подхватить грибок в условиях повышенной влажности внутри пуанта легко. Но это, мне кажется, больше вопрос личной гигиены. Следует следить за состоянием ног, чаще ухаживать за обувью и пользоваться специальными спреями.

Сейчас практически во всех театрах есть балерины, танцующие в Gaynor Minden, а некоторые учебные заведения даже заключили контракт на поставку этой обуви  – в частности, такой договор действует в одной из лучших балетных школ в мире АРБ им. Вагановой. Там девочкам  выдают эти пуанты бесплатно.

Алина Сомова в пуантах Gaynor Minden

Кстати говоря, о стоимости. Гейнеры стоят больше 100 у.е. Для сравнения не так давно я покупала Гришко за 300 грн. (меньше 50 $). Я не профессионал, поэтому Гришко мне хватает очень надолго и мне выгоднее покупать именно их, но, учитывая, как быстро они ломаются у профессионалов, покупка гейнеров, которых хватает на полгода-год кажется гораздо экономнее).

Почему я так долго писала этот пост? Мне кажется, невозможно охватить здесь сразу все-все нюансы (хотя и очень хочется). Я переписывала этот текст несколько раз – то мне казалось, что слишком много подробностей, неинтересных непрофессионалам, то я боялась упустить что-то важное. В общем, я не хочу на этом закрывать для себя тему балетной обуви, поэтому будут и другие посты. Я знаю, что сюда периодически заглядывают проф.балерины и ученицы балетных школ – я буду очень рада вашим комментариям и замечаниям. 

Не стесняйтесь задавать вопросы – я с удовольствием на них отвечу!

About Black_Swan

Оля Воронина: несостоявшаяся балерина, квалифицированный переводчик и любимая жена и мама. Живу в самом прекрасном городе у моря и страдаю неизлечимой формой шопоголизма.
This entry was posted in Балет, Книжная полка and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

118 Responses to Балетная обувь: в чем танцуют балерины? Часть 2

  1. Cаша says:

    Очень хорошо написано! Конечно, в одном посте не охватить даже десятую часть всех возможных нюансов…Пишите ещё!
    У меня “Майа-2″, когда сдохнут хочу попробовать “гейнеры”=)

    • Black_Swan says:

      Да, этот пост и так гигантским получился))
      Гейнеры -крутые! Если подобрать свою пару – почти как в тапочках, если такое вообще можно сказать о пуантах)) Жаль, что в Одессу их не привозят, только в Киев.

      • Саша says:

        Ой,что это я? Ааааааииии, Динины пуанты!!)))))

        • Black_Swan says:

          Да)))) Мало того, зайдя в ее гримерку, я чуть не наступила ей своими каблуками на голые ножки)
          Это новенький пуант – у нее не было ненужных оттанцованных, поэтому она взяла этот, постояла в нем немного, подписала и подарила.

  2. Олечка, роскошная статья! Внимательно читала, так все интересно! Такие любопытные детали, рассказ получился отличный!

  3. net_i_ne_bilo says:

    очень интересно, спасибо!
    бедные балерины, бедные их ножки..
    на фото с силиконовыми вкладышами состояние большого пальца – это от рождения, или “натанцовано”?

    • Black_Swan says:

      Вам спасибо за комментарий)
      Предрасположенность к “большой косточке” у меня семейная, но танцы, к сожалению, усугубили.

      • net_i_ne_bilo says:

        я немножечко в качестве любителя занималась хореографией, с нами нянчился чудный дядечка, в прошлом артист Большого. так вот он нам, неумехам, категорически (!) запрещал пытаться встать на пальцы. говорил, переломаемся.

        • Black_Swan says:

          Вот очень уважаю таких педагогов, которые здраво оценивают силы любителей. А то есть такие, которые ради денег и вариацию Одетты учить будут с неподготовленными)

  4. Oli says:

    у меня вопрос совсем не скромный и глупый наверно. И видимо я где-то упустила это, но

    А сильно больно начинать танцевать? а долго больно ноги?

    • Black_Swan says:

      Олечка, я об этом решила в следующий раз написать – и про боль, и про то, какими болезнями грозят занятия на пуантах, и во что они могут превратить стопы…
      Болят ноги, конечно, болят – даже у проф. балерин, которые уже привыкли к этой боли.

    • Анна says:

      По-моему, “больно” – это вопрос индивидуальный, и зависит от формы стопы и пальцев. Мне, например, вообще не было больно. Ну, надавливало немного, но не до мозолей. Еще день на день не приходится. Иногда занимаешься час в пуантах и отлично, а иногда после получаса устаешь и давить начинают. Общались с девчонками, у всех по-разному. Есть девочка, у которой 3-й и 4-й пальцы складываются и давят. Тут нужно специальные силиконовые накладки на пальцы добавить, чтобы не больно было. Все выступающие косточки – тоже требуют отдельного внимания, правильно разношенных пуант и индивидуально подобранных вкладышей. А вообще молоток вам в помощь :)

  5. Anima says:

    Очень интересно, прочитала на одном дыхании. Моя племяшка мечтает стать балериной, хотя ей всего 4,5 года, настроена она очень серьезно. Ольга, как вы считаете, в каком возрасте стоит ребенку начинать заниматься балетом?

    • Black_Swan says:

      Большое спасибо!
      В принципе, если настроены серьезно, то уже с пяти-шести лет можно отдать ребенка на художественную гимнастику – там очень хорошо растягивают, дают базовую нагрузку на мышцы. Если боитесь гимнастики, точно не помешает что-то вроде ритмики или народных танцев, чтобы расслабить и “растанцевать” ребенка. На подготовительные занятия в балетные школы (МГАХ, АРБ) принимают, если не ошибаюсь, с 8-9 лет – там деток готовят уже конкретно к балету. Поступление в проф.училище – после третьего класса, т.е. с 10-11 лет. Как-то так)

  6. Kari says:

    Очень нравятся Ваши статьи, с нетерпением жду каждую из них!
    И все таки очень бы хотелось узнать о тонкостях подготовки пуант, как пришиваются ленточки, гнется стелка и многие другие мелочи :)

    • Black_Swan says:

      Большое спасибо! Ну, в этот пост всё это бы просто не поместилось. Мне кажется, что об этом уже очень много в нете написано и снято видео, но если интересно, напишу, как лично я это делаю)

  7. Robella says:

    Олечка, потрясающий текст! Так интересно даже для такого далекого от балета человека, как я.
    Спасибо!

  8. Светлана says:

    Здравствуйте. Я занимаюсь балетной хореографией так сказать для “особо талантливых” )). Просто чтоб хоть немного научится красиво ходить и держать тело. Но у меня,как оказалось,плоскостопие. красивого подьема нет, стопа заваливается. И из за этого левая стопа стала деформироваться. Потому как бедренный сустав недоразвит и нога соответственно слабее. Что мне посоветуете?

    • Black_Swan says:

      У меня похожая проблема. Единственное, что тут можно сделать (а это реально трудно), развивать изо всех сил верхнюю выворотность. Пытаться стоять выворотно не за счет стоп, а за счет бедра. Лучше стойте по третьей позиции, но правильно, на полной стопе, без завала, чем в пятой, но упираясь на большой палец.

  9. Lakhota says:

    Бог мой! Пуанты Вишневой! Какие интересные,такая стелька для сильных стоп или еще для каких целей?
    Статья интересная,надеюсь,что у нее будет много продолжений, т.к.тема обширная. Спасибо за нее!
    PS: у меня пуанты Sansha Legende, стопа не очень сильная,поэтому раздельная подошва мне идеально подошла.

    • Black_Swan says:

      Да, такая стелька для проф.балерин с невысоким подъемом.
      Я не люблю Санша – они на ноге какие-то некрасивые. Зато довольно устойчивые. Раздельную подошву не пробовала, но долгое время занималась в их “пуантах” с мягкой подошвой – они не для пальцевой техники, я в них станок делала. Здорово стопу укрепляют

  10. Наташа says:

    Ох,какая ностальгия)) Отзанималась 11 лет балетом, забросила и стала переводчиком))) Недавно муж подарил гейнеры (мама – балетофанат подсказала), просто так, потому что я люблю все балетное.))) Постояла на них, “повскакивала”))) Спасибо за статью, очень интересно, даже тем, кто в теме, пишите больше))

    • Black_Swan says:

      Большое спасибо, буду стараться))
      И как ощущения от гейнеров? Почему, если не секрет, ушли из балета?

      • Наташа says:

        Если честно, Гришко мне внешне больше нравятся, в них стопа красивее, они “многостаночники”, под любой образ. Но гейнеры как-то удобнее, то-ли на ажиотаже, то-ли и в правду, на них как-то проще. Но,я реально ведусь на рекламы, так что, в этом вопросе не берусь сказать точно, тем более, я ж не постановку в них отработала, чтобы жестко судить. Хотя я и слышала мнение, что они “убивают” стопу и технику, мне кажется, если техника хороша, уж пуанты-то ее точно не убьют, а вот ноги может и получше сохранятся, так как стопы профессиональной балерины, это, конечно, мало приятная картина с эстетический точки зрения, про боли и проблемы со стороны здоровья я не говорю. А ушла, как и многие, из-за травм, после 3х месяцев на вытяжке и проблем со здоровьем, не было смысла начинать все сначала, тем более я прибавила в весе около 10 кг, какой там балет (( Да и особого таланта у меня не было, в смысле, я конечно не совершенный бездарь, но и далеко не самая одаренная в балетном плане девочка)))) А еще, откровенно говоря, на хлеб таким образом крайне сложно заработать, вот и забросила все, но любовь к балету не убьешь))

  11. Suhmat says:

    Спасибо. Интересно было прочитать.

    Наша преподавательница принципиально не ставит на пуанты. Обычно она раздражается когда ее начинают расспрашивать почему именно, но я как-то подловила в благодушном состоянии и ответ был следующий: ” У взрослых людей полностью сформировавшаяся стопа и сформировавшаяся так, что она не пригодна к постановке на пуанты. Чтобы ее разработать и подготовить к пуантам тело нужно 4-5 лет занятий без перерыва. Во-первых, этого никто не выдерживает. Во-вторых, сам факт что ты встал на пуанты не значит что ты на них танцуешь. Теперь надо потратить еще пару лет чтобы начать в них танцевать. В рамках любительского коллектива это бессмысленная трата ресурсов и времени. К тому же, даже присмотр педагога не гарантирует от травм”. Я так сначала обалдела, а потом вспомнила что действительно, в 10-13 лет мало какая пара обуви была для меня неудобной если она в принципе была подходящей длинны и полноты. Сейчас же если я меряю модели десятками и это не гарантия того что я в них могу комфортно стоять, даже при подходящей длине и полноте.

    Гейноры хорошо смотрятся на балеринах с длинной стопой, хорошим подъемом и не изящной щиколоткой. В противном случае их форма утюгом утяжеляет ступню. Комфорт же дело другое. Я слышала еще легенду, что в них де стопа меньше работает и потом балерине очень тяжело танцевать даже в балетках потому что стопа “ленивая”.

    К слову, производителям балетной обуви очень выгодно снабжать училища обувью даром или за символические деньги. Выросшие танцоры сохраняют пристрастие к обуви в которой удобно работать.

    • Black_Swan says:

      В чем-то я, конечно, согласна с вашим педагогом. Во всяком случае, это точно касается групповых занятий – там не уследишь за каждым. А вот если брать индивидуальные занятия, вполне можно по чуть-чуть осваивать пальцы – у станка, лицом к палке делать релеве даже полезно. Плюс есть такие стопы, которые буквально созданы для пуант – я встречала таких любителей, что за месяц “влетали” в пуанты без всякого дискомфорта и довольно быстро начинали в них нормально двигаться даже на середине. Все очень индивидуально, в общем.

      Про гейнеры – я как раз об этом и писала. Многие балерины после них в обычных пуантах совсем не могут танцевать. Хотя одна моя знакомая балеринка в них репетировала, но на сцену выходила в красивых Гришко – и ничего, все нормально)

      Думаю, дело не только в пристрастии и привычке. Есть еще такое понятие как “тендеры” и, соответственно, откаты)) Кому-то это просто очень выгодно, вот и заключаются многомиллионные контракты на поставку обуви.

      • Suhmat says:

        Мне сложно судить однозначно, но за 4года к нам не пришел ни один новичок которого я могу представить на пуантах. Пришли люди с очень хорошими данными: красивые ноги, мягкие податливые связки как у стоп так и в тазобедренном. Но на ноге не стоят. Наверное “влететь” на пуанты реально тем кто занимался хореографией или худ, гимнастикой. Как не крути что там, что тут воспитывается довольно специфический контроль над телом.

        И меня мучает еще вот какая мысль: учениц ставят на пуанты когда они весят в среднем по 40кг. Они пока растут развивают мышцы и связки. И далее балерина весит в районе 55кг. У нас даже самые стройняшки 60кг весом.

        Впрочем я максималист и думаю что если уж танцевать на пуантах, то отлично :) А для этого очень много что должно сложиться.

        • Black_Swan says:

          Бывают удивительные стопы, честное слово, сама поразилась! Девушка, никогда не занимавшаяся хореографией, надела пуанты и тут же встала на них, при чем грамотно – на нужную грань пятака, вытянув на полную подъем, будто всю жизнь в них ходила.
          У нее был очень длинный ахилл и стопы мягкие, так что пуанты ей очень легко давались.
          Я (до беременности) весила в среднем 41-42 кг – это мой нормальный комфортный вес. В нем легко заниматься. Если немного набирала то, как вы правильно сказали, на пуантовых занятиях это сразу отражалось. Ногам тяжелее было.
          Я лично не против пуант для любителей – главное, грамотный педагог и правильный подход, понимание того, что и как делаешь.

  12. Эллина says:

    Пуанты Gaynor Minden в Одессе можно купить в “Мамбо”)но в Киеве они дешевле)

    • Black_Swan says:

      О, в Мамбо они есть? Я когда там в последний раз была, вроде бы только Гришко и еще какие-то заметила. Но я, правда, была там очень и очень давно) Огромное спасибо за информацию!!!

  13. Юля says:

    а еще есть пуанты, которые изготавливают в мастерских Мариинского театра. они очень и очень удобные )) правда очень жусткий стакан и ноги побаливают после них… а выбора нет, только одна модель.

    • Black_Swan says:

      Да, при театрах часто есть свои мастерские и там бывает удачная обувь.
      Даже у нас в Одессе делают свои пуанты – правда, стелька у них реально деревянная, а стакан, при этом, раскрошивается за два занятия))

  14. Светлана says:

    Читаю,поражаюсь. Я не худышка,после болезни еще не вернулась в прежний вес. Но так как по сложению довольно крупная,то минимальный мой вес-62 кг. И при этом 38 размер ноги. И я делаю все,чтоб сберечь ноги,раз такая перегрузка сейчас. А есть люди,которые легко на пуанты становятся.. Завидую таким развитым стопам.

  15. olesya says:

    Очень нравиться ваша статья ,в пять лет мама водила меня в туалетную школу но тогда я не разу не вставала на пуанты ,сейчас 13 еще не р ано начать все с чнача ла???

    • Black_Swan says:

      в туалетную? Может в балетную?))
      В 13 лет заниматься профессионально уже поздно – разве что, у вас исключительные данные. И то, вас не примут в нормальное хореографическое училище – подготовки-то нет. Но заниматься для себя – почему нет?)

      • Ирина says:

        какую ерунду ты говориш,при желании и роботе можно научится и в 13,и в 113.Я в 12 начала учится много кто говорит что я танцую волшебно.Это очень трудно но если пахать можно добиться результата.

        • Black_Swan says:

          На “ты” мы с вами не переходили, это во-первых. А во вторых, танцевать профессионально, начав в 13 лет в наше время практически невозможно. Ни в одно приличное училище с нулевой подготовкой в таком возрасте не принимают.
          Можно поинтересоваться, где вы учитесь?

  16. Александра says:

    Ольга, а если на стопах большой палец длиннее остальных на добрый сантиметр? Или таких не берут в балет?

    • Black_Swan says:

      Вообще, это очень нехорошо. Но смотрят на остальные данные – если все отлично, то возьмут и с длинным пальцем, т.к. есть специальные накладки-лесенки на пальцы

    • Ирина says:

      ничего страшного в этом нету если ты правда этого хочешь,твой палец тебе не помешает

  17. Александра says:

    Спасибо за ответ, так интересно, я-то думала… Но у меня все равно бы не получилось, хотя в детстве мечталось – жила в маленьком городке, зрение было плохое (сейчас исправили), да и физически не очень вынослива. Повзрослев, поняла, что некоторые мечты должны оставаться мечтами, поэтому сейчас я смотрю и восхищаюсь! К тому же, неизвестно, что из меня бы получилось и как сложилась бы карьера, если бы вообще сложилась. Плюс, есть много других танцевальных направлений!

  18. Ева says:

    очень классно!) Вы молодец!!! но у меня один вопрос а можно ли сделать вкладыши для пуант в домашних условиях?)Если вы ответите я буду очень благодарна)

    • Black_Swan says:

      Я делала из шерстяного носка – обрезала ту часть, где пальцы. Но это ни разу не сравнится с силиконовыми вкладышами)

    • Даша says:

      А я еще просто одевала вкладыш и обкладывала ватой, в определенных колличествах, чтобы пуант не давил. Очень удобно, если не переборщить

      • Black_Swan says:

        О, это тогда пуанты нужно на размер больше брать? У меня на полтора больше и кроме вкладыша туда уже ничего не помещается

  19. Лина says:

    Очень понравился ваш пост!Мне 15 лет,я не занимаюсь балетом,но очень хочу встать на пуанты. Я занимаюсь бальными танцами,тренируюсь дома.Можно ли мне это сделать?Или я могу сломать себе пальцы?Как в идеале должны быть расположены пальцы в пуантах?

    • Black_Swan says:

      Я уже не раз отвечала на подобные вопросы здесь. Я лично категорически против вставания на пуанты при непрофессиональных занятиях, в принципе. Что уже говорить, если вы занимаетесь без педагога, да еще и не классической хореографией, которая подготавливает тело в работе на пальцах.
      В чем смысл? Встать, постоять, сказать себя “Я это сделала?” Ну тогда можно, на минутку, если вы будете держаться за что-то. А если говорить о более-менее приличных пальцевых занятиях, то нет, самостоятельно, дома, без присмотра компетентного педагога, нельзя.

  20. Светлана says:

    А я никогда не занималась классическим танцем, только народными, но на пуанты встаю даже в свои 45 лет, могу сделать шажки, и пуанты у меня старые, никаких раньше вкладышей и не было, может стопа у меня такая сильная ?Безумно больно. Фуэте конечно не кручу, страшно… Очень жалею что мамочка меня не отдала в балет, очарование им не прошло до сих пор.

    • Black_Swan says:

      Ну, вкладыши и сильная стопа – это совершенно разные вещи. Вкладыши защищают от мозолей, в первую очередь. На пуанты встать и постоять, чуть-чуть походить – легко. Вопрос в том, КАК это делать – колени должны быть натянуты, все мышцы в тонусе, спина-пресс-ягодицы напряжены и т.д.
      А сейчас занимаетесь чем-то?

      • Светлана says:

        Нет,ничем не занимаюсь… а в пуантах ножки конечно натягиваю, и все в тонус само приходит… а иначе никак )))

  21. Настя says:

    скажите,вот пуанты стали мягкие,а скоро танцевать,новые купить не могу,одскажите,что можно сделать,чтоб они затвердели???

  22. Юля says:

    Честно говоря, ноги болят больше от отсутствия занятий, например когда каникулы ))) чем от самих занятий. а когда после лета надеваешь на занятие пуанты и рабоатешь, то кажется, что более блаженного ощущения нет просто на свете…
    кстати, никакой “ленивой”стопы не заметила после гейнеров… в них танцую.

    • Black_Swan says:

      Думаю, все индивидуально) Это же чудесно, что от пуант у вас не болят ножки – чтоб так всегда было)
      Большое спасибо за комментарий!

  23. Виктория says:

    Большое спасибо вам и вашей статье.Теперь точно не ошибусь при выборе пуантов.Конечно все мои бывшие пуанты очень-очень быстро изнашивались,ну сами знаете часы у станка и бессоные ночи)))

  24. Андрей says:

    С интересом прочитал статью и форум. Моя дочь 8-ми лет занимается художественной гимнастикой с трех лет. Уже имеет спортивные успехи. Одна проблема – преподаватели недовольны тем, как она натягивает стопы. Не подскажете ли специальные упражнения для исправления этого недочета? Спасибо.

    • Black_Swan says:

      Нет, простите) Советовать по интернету упражнения, не видя ног, не будучи проф.педагогом – это тоже самое, что ставить диагноз по фотографии)) Поверьте, такими советами можно только навредить. Тем более, в гимнастике и в балете стопа отличается.

      Вообще, сами ваши педагоги должны посоветовать действенные упражнения. Лучше посоветуйтесь с ними.

  25. Леська says:

    Ольга, пост отличный! Взяла много полезной информации из него! Пожалуйста, подскажите, как мне быть, пуанты по размеру в самый раз, а по полноте немного тесноваты. Я смогу в них репетировать и танцевать?
    P.S. Я новичок. Я только купила пуанты и не знала, как правильно выбирать их.

    • Black_Swan says:

      Попробуйте максимально разбить-размять стакан, потом надеть на ногу и немного смочить водой там, где жмет и походить в них-повставать на полупальцы.
      Если не поможет, то только покупать новые.

  26. Анастасия says:

    Что делать, я сильно заваливаюсь даже в 3 позиции?

    • Black_Swan says:

      А что педагог говорит?
      Я бы рекомендовала следующее:
      1) Развивать выворотность изо всех сил, особенно верхнюю. Разворачивать ногу от бедра, не пытаться стоять выворотно только за счет стоп
      2) Контролировать завал. Даже в обычной невыворотной позиции стараться стоять на внешней стороне стопы

  27. Анастасия says:

    Извините за такой может личный вопрос,а почему вы несостоявшаяся балерина?Я наверное тоже,хоть мне всего 15,но все еще очень хочу пойти в балет,хотя знаю,что не возьмут:(Но хочу поступить на хореографа,очень уж люблю балет!

    • Black_Swan says:

      Потому что занималась профессионально, с семи лет и получила травму несовместимую с балетом.
      В 15 лет в хореографическое училище по специальности артист балета вы уже никак не поступите, но на хореографа – тут надо узнавать, я здесь немного не в теме

    • Просто я says:

      Пусть вас утешит, что вы не одна такая. Мне тоже 15. Тоже начала недавно. Как результат – танцую уже на пуантах, имею все три шпагата. Ходила к известному хореографу, чтобы посмотрел, сказал – если решу поступать в хореографическое, примет без экзаменов.
      Не переставайте мечтать!

  28. Masha says:

    Можно ли начать заниматься балетом в 15 ? Я до этого не занималать танцами .на шпагат сесть не могу.

    • Black_Swan says:

      Нет, к сожалению, в 15 лет путь в профессиональный классический балет для вас закрыт. Если очень хочетс, можете попробовать себя в современном танце, там требования к форме и выучке несколько другие

  29. Светлана says:

    Здравствуйте. Скажите пожалуйста, сильно ли жмут новые пуанты? Купила первую пару, без вкладыша очень плотно сидят. А с вкладышем еле надеваю, жутко тесно и больно. Вот и думаю, это нормально или нет. Если брать больше по размеру – слетают с пятки.

    • Black_Swan says:

      Я всегда новые пуанты меряю исключительно с вкладышами. Во-первых, попробуйте свои разбить-размять хорошенько, сам стакан, я имею ввиду. Во-вторых, в следующий раз не берите больше размер, берите больше полноту (шире стакан). Ну и в-третьих, чтобы не слетала пятка, можно пришить специальные широкие прозрачные резинки)

  30. Лена says:

    Здравствуйте) Я учусь в хореографическом училище (второй курс). Мы всем классом используем пуанты Гришко. Лично я пользуюсь моделью 2007. Стелька ломается буквально через неделю после каждодневных занятий, но педагог против перехода на американские пуанты, предпочитая им пуанты марки Санша или Р-класс, которые, к сожалению, не были упомянуты в посте(
    Также хочется рассказать об артистках балета, которые, занимаясь в Гейнорх, буквально не могут полноценно работать на репетициях из-за жутких мозолей на пятках. Т.е. хоть и внутренности этих пуант мягкие, все же они имеют весомый недостаток в виде стертых до крови пяток.

  31. Lesya says:

    У меня такая ситуация, родители вовремя не могли (или не хотели) отдать меня в балет, сейчас мне 16 лет и мечта стать балериной все также осталась. Как вы думаете получится ли в 16 лет с нуля стать балериной?

    • Black_Swan says:

      К сожалению, о профессиональной карьере в 16 лет не может быть и речи – в этом возрасте девочки уже на последних курсах балетных училищ учатся и через год выпускаются и поступают в театр.
      Так что, можете заниматься классикой для себя либо попробовать себя в современном танце

  32. Арина says:

    Здравствуйте. Мне сейчас 13 лет и вот уже целый год я не могу не думать о балете, но я понимаю, что заниматься балетом профессионально мне уже бесполезно. Мне очень нравится танцевать и хотелось бы заниматься этим профессионально. Вы можете мне посоветовать на какие виды танцев мне еще не поздно пойти заниматься профессионально, и огромное спасибо за статью!!!

    • Black_Swan says:

      Попробуйте модерн или контемпорари. Если вы хотите быть профессиональной танцовщицей, то вам немедля нужно искать педагога, развивать данные и поступать в какое-нибудь училище искусств, где есть современные направления. В классику вас уже не возьмут – только если у вас действительно экстраординарные данные и найдется педагог, который возьмется за вас в такой возрасте. Крайний срок поступления в балетное училище – 12 лет.

  33. Слава says:

    Здравствуйте, огромное спасибо Вам за Вашу статью. На просторах интернета это одна из немногих статей, которая написана “человеческим” языком. Хотела Вам задать вопрос. Я занималась танцами (правда спортивно-бальными), однажды на спор с подругой я попробовала встать на пуанты. Я на них встала с первого раза (не держать за перила), через два дня я спокойно могла покрутиться на одной ноге (не держась), с прыжка стать на пятак, ходить на пятачке. Мне безумно нравиться ощущения. Скажите, не вредно ли вот так без тренера периодически “танцевать” (я не чувствую дискомфорта, не больно, не трет). И второй вопрос – это просто везение или у меня была предрасположенность к балету, но я упустила возможность стать балериной? Заранее спасибо за ответ и Вашу статью! Правда очень доступно написано!!!

    • Black_Swan says:

      Спасибо большое!
      К сожалению, я не вижу, как именно вы стоите на пуантах, чтобы грамотно ответить на ваш вопрос. Просто кое как вскочить на пуанты, не испытывая боли, и стоять на них правильно – это, как говорят у нас в Одессе, две большие разницы)) Поэтому стоите вы, скорее всего, неправильно. Без педагога, особенно имея за спиной опыт бальных танцев, где совершенно отличная от классики постановка ног и корпуса, я бы вам не рекомендовала повторять этот трюк. Ну про предрасположенность к балету – в классике, кроме умения стоять на пуантах, еще очень много строгих требований, поэтому мне недостаточно данных, чтобы прокомментировать как-то вашу “предрасположенность”))

  34. Ирина says:

    Ольга, спасибо, было очень интересно читать! С детства грезила балетом, но занималась музыкой, так как мама музыкант) И вот я решила, все-таки, по прошествии лет свою мечту осуществить – задумалась о занятиях в классе для взрослых, благо, данные для этого есть. А на Ваш пост наткнулась в поисках информации. И, кстати, о Гейнерах мне попалась одна статья, там как раз описывается, чем они опасны (Гришко их на экспертизу отдавал и письмо об этом написал министру культуры Мединскому). Вот ссылка, если заинтересуетесь: http://mospravda.ru/home/article/smertelnii_tanec_rysskogo_baleta/

    • Black_Swan says:

      Спасибо за приятные слова! Всегда стыдно читать такие комментарии, учитывая, что я сильно подзабросила блог из-за рождения второго ребенка)

      По поводу пуант – вы же понимаете, что тут идет война за рынок. Гришко раньше были основными поставщиками туфель по российским балетным школам. Теперь Вагановка закупает Гейнеры. Вполне понимаю недовольство компании Гришко – отсюда и экспертизы. Я сама, в общем-то, против Гейнеров хотя бы потому что они ненатуральные и расслабляют стопу так, что после них сложно танцевать в обычных пуантах. Но учитывая сколько балерин по всему миру (и каких балерин!) в них танцуют, не так уж они и плохи, судя по всему))

      А по поводу занятий – удачи вам и, главное, хорошего педагога!

  35. Majmuna says:

    Ольга, здравствуйте! Скажите пожалуйста что это за пуанты такие “Ballet Kiev”? В “инете” не нашла никакой информации про них((((

    • Black_Swan says:

      Честно говоря, первый раз слышу про такие. Возможно, пуанты, выпускаемые мастерской при Киевской опере?

      • Majmuna says:

        Да-да, я знаю, что при больших театрах существуют свои мастерские по пошиву пуантов, просто не знала, что их можно купить так сказать “в рознице”))) На днях узнала, что такие действительно продавали в Киеве, но ещё в “советские” времена, поэтому никакой информации о них на просторах “инета” и нет))))

        • Black_Swan says:

          При нашем Одесском театре тоже есть мастерская, я там покупала пальцы, когда уже не занималась профессионально, а как любитель. Продавали без проблем. Но сами пуанты оставляли желать лучшего, к сожалению

  36. Инна says:

    Здравствуйте. Очень интересные статьи про пачки и пуанты. Я работаю в муниципальной школе с уклоном хореография. Где вместо физкультуры дети занимаются балетом. У нас не большой конкурс и дети учатся разные. А танцуют те у кого есть желание. В свое время я привела туда дочь. Для вступлений нужны были костюмы, и я научилась шить пачки и шопенки. Может для Вагановой они и не очень. Но мои подешевле, а дети растут быстро. Меня пригласили работать в школу костюмером. И мне очень интересны всякие маленькие нюансы по пошиву костюмов и не только женских. Ищу эскизы для мальчиков костюмы из Баядерки. Если что-нибудь выложите буду очень признательна.

  37. Янулька says:

    Здравствуйте,для начала хочу сказать: мне 21 и занимаюсь балетом 17 лет и бросать не собираюсь!
    1).По поводу того,что вы пишите девушкам,девочкам и т.д.,то я с вами не согласна,начать заниматься балетом никогда не поздно,это классика,и научится можно в любом возрасте,главное желание(пусть не стать балериной мирового масштаба).При хорошем педагоге можно встать на пуанты и через год после занятий…
    2). Ответьте,пожалуйста на следущий вопрос:купила пуанты гришко профлекс,вроде идиально подошли,но есть 1 ньюанс…сколько пар и моделей не перемерила,пятка сидит идеально по полноте,но со стороны подошвы висит,размер меньше никак не взять,все остальное вроде как сидит идиально и отлично,что можно сделать с этой пятко?если подшить(то как,желательно фото инструкцию тоже)резинка(то опять же каким обазом

  38. лена says:

    добрый день,я как раз один из тех “любителей”, который во взрослом возрасте начал заниматься балетом. занимаюсь регулярно больше года. сейчас преподаватель предложила переходить к пуантам. преподаватель фанатка “гейнеров” и др варианты не рассматривает,но хотелось бы начать с чего-то по-проще.что посоветуете для низкого подъема? слышала,что для начинающих многие хвалят r-class, но не поняла, о какой именно модели речь.

    • Black_Swan says:

      Гришко, может? Берите модель с самой мягкой стелькой – идеально для низких подъемов. Но удаленно советовать модель не буду, это все равно ничем не поможет. Нужно пробовать – со временем поймете, что вам нужно. В идеале, конечно, идти в магазин с профессионалом

  39. Катя says:

    Оля , скажите пож- та, я купила Гейнор- по полноте чуть больше чем нужно. Оставила свои пуанты у подруги в др. Стране, пока вернутся мои нужно было что – то найти. занимаюсь в студии любительской давно- пришлось купить полноту м..ибо других не было. В итоге стакан не держит пальцы так как надо.
    как вы думаете плотный носок может помочь? Такое вообще практикуют?

    • Black_Swan says:

      Носок нет.Попробуйте силиконовые вкладыши. Хотя Гейнеры нужно брать “размер в размер”, их под ногу подогнать невозможно

  40. Катя says:

    Спасибо) пришлось найти носок – потому что без него через мин. 15 уже было нереально в принципе стоять…при чем не обычных хлопковый – а их тех которые такие мягкие – тянутся очень хорошо. в итоге это конечно спасло ситуацию…хотя глобально гейноры нужно брать однозначно в размер

  41. Мария says:

    Здравствуйте. У меня сложная ситуация. Я пошла в балетную школу в 4 года и танцевала до 12, потом год не танцевала, а после танцевала год в тодесе. Сейчас я в студии занимаюсь классикой, все помню! Шпагаты есть. Вопрос, есть ли малейший шанс стать балериной? Мне

    • Black_Swan says:

      Честно, вот так не видя вас и вашу подготовку могу дать однозначный ответ – нет. Классикой надо заниматься с детства, в проф заведении и без перерывов Но что вам мешает найти нормального педагога по классике и проконсультироваться с ним?

  42. Аля says:

    Мне 9 лет и я могу танцевать на пуантах. В 5-6 лет занималась хореографией. Не опасно ли это мне?

  43. Аля says:

    Не знаю фирму пуанты, но могу послать фото

  44. Аля says:

    Есть хорошая растяжка

  45. Аля says:

    Педагог говорила (я занималась два года классикой что можно):)

  46. Лилия says:

    Здравствуйте, Ольга,
    Вы упоминали вкладыши лесенкой, не подскажете, как они выглядят? У меня “египетская стопа”. Я долго танцевала контемпорари, потом пришла в балетный класс, сейчас, через пару лет занятий педагог готова меня взять на “пальцы”. А я никогда не сталкивалась с пуантами, вот, изучаю.
    Очень информативные посты у Вас, спасибо, я с удовольствием читала Вас еще на балетном форуме.

  47. Жыпариса says:

    Black Swan
    Доброго времени суток! Долго не могла решиться написать. Мне 23. В детстве о балете я только мечтала. Но теперь надеюсь все поменяется. Так и не смогла найти людей кто помог бы мне разобраться с размерами гейнор. Я в ступоре. Сразу хочется купить хорошую балетную обувь. Что мне необходимо замерить и как все это вычисляется по стандартам гейнор. Вообще не могу разобраться. Помогите пожалуйста. Еще посоветуйте онлайн курсы, хотя бы вводные.

  48. Анна says:

    Оля, здравствуйте! Спасибо за подробную и полезную информацию. Я нигде не могу найти наглядно как и куда пришить резинку к пятке, чтоб она не спадала. Где-то внутри, чтоб не было видно? Меньшие пуанты не наделись, а у бОльших, когда встаешь на пальцы , пятка свисает где стелька. Пожалуйста, подскажите, если можно с фото.

  49. Аня says:

    Здравствуйте, я занимаюсь народными танцами, также у нас есть классика. Педагог мне сказала, что у меня очень хороший подъём и было бы не плохо поставить меня на пуанты. У меня ужасная растяжка, да я и не худышка… Как думаете у меня получится?

  50. Валерия says:

    Подскажите, практикуется ли обшивание всего пятака мелкими стежками(зашивка) для меньшего износа или это испортит его?

  51. Lanak says:

    очень познавательно было прочесть вашу статью! Спасибо! Скажите, а какое ваше мнение о пуантах фирмы Bloch. У меня дочь занимается балетом, но о пуантах пока и речи не идёт ей всего 6 лет, но я вижу, что девочки из старших групп приходят на занятия с пуантами Bloch. Просто интересно ваше мнение на будущее. Спасибо.

    • Black_Swan says:

      Я Bloch никогда даже в руках не держала, не то что на ноги надевала, так что ничего не могу сказать. Многие известные балерины в них танцуют. Нужно пробовать)

  52. Эни says:

    Огромное спасибо за очень интересную статью и не менее интересные коменты.У меня к Вам вопрос.Дочке почти 11 лет.Занимается балетом с 5.На пуантах с 9(без фанатизма)Перешли в частную школу,ребенок счастлив.Педагог (прекрасный)действующая балерина не советует одевать вкладки на первых порах,возможно как я прочла,чтоб дети чувсвовали пол?Мозоли натерла первый раз,радости не было конца,пальцы все в пластырях…А что Вы думаете по этому поводу?И еще,наш папа очень против профессионального балета,хотя у ребенка все данные

    • Black_Swan says:

      У каждого педагога свое видение. Если ребенка все устраивает – путь танцует без вкладок.

      Папа, конечно, должен иметь право голоса, но тут нужно взвесить все за и против. Если есть реальные данные и желание, очень сильное желание – тогда продолжайте. Хуже не будет точно. Но 9 лет – это уже тот возраст, когда нужно поступать в проф училище. Поэтому с решением лучше поторопиться

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Subscribe without commenting