Балетная обувь: в чем танцуют балерины? Часть 1

Казалось бы, о классической балетной обуви написать гораздо проще, чем о разогревочно-репетиционной или сценической одежде. Балетки да пуанты – вот и всё, ничего нового не придумали. Но почему-то написание именно этого поста я откладываю, кажется, уже почти два месяца. И, наконец, свершилось. Я постараюсь не слишком нагружать вас историческими подробностями и техническими деталями, а сосредоточусь на собственном опыте и знаниях – главное, не забывайте, что я на данный момент совсем не профессионал, поэтому в комментариях приветствую поправки от более «опытных пользователей».

Начну, пожалуй, с азов. Каждое утро артистки балета и ученицы хореографических училищ начинают с класса – то есть балетного урока, экзерсиса, который готовит тело к дальнейшим репетициям и спектаклям. Вагановский класс строится по принципу «от простого к сложному»: вначале мягкие и медленные пор-де-бра (наклоны верхней части корпуса), плие (приседания по позициям), потом комбинации тандю и жете, ронды и так далее, по нарастающей. Темп и сложность комбинаций, соответственно, увеличивается. Все это проделывается вначале стоя у «станка» – палки, опоясывающий балетный зал – потом  на середине, без всякой опоры. «Середина» заканчивается адажио (самой красивой, как по мне частью, с медленным выниманием ног во все возможные стороны) и прыжковой частью.

Все вышеперечисленное проделывается в «балетках» – мягких балетных тапочках.

Цвет разнится – в ведущих школах классического танца требования строгие: белые, персиковые или розовые балетки с пришитыми лентами соответствующего оттенка. Насколько я знаю, даже в нашей балетной школе девочек просят отпарывать резиночки «крест-накрест», с которыми продаются балетки, и пришивать такие же ленты как на пуантах.

В Академии им. Вагановой в начальных классах занимаются в белых балетках с ленточками, надетыми на носочек. Фото Марка Олича

Народницы занимаются, в основном, в балетках черного цвета. Я их, несмотря на всю практичность, не люблю: они зрительно «обрезают» ногу, делая ее короче. Если же балетки в цвет ног (если вы занимаетесь в леггинсах до середины икры) или в цвет трико, то они являются продолжением ноги, за счет этого удлиняя ее.

Балетки сделаны из ткани (кирзы). У профессиональной балерины или ученицы старших классов такая обувь протирается буквально за неделю, хотя все зависит от покрытия. Раньше полы в балетных залах были деревянные, не покрытые лаком – их смачивали из специальной лейки водой, чтобы стоялось устойчивее, а сцепление с полом было лучше.  Сейчас везде используется специальный балетный линолеум – он совсем не скользкий, мягкий и удобный. Обувь на нем стирается гораздо медленнее.

Срок службы балеток зависит, понятное дело, от их хозяйки. Если говорить о любителях, то хороший педагог сразу поймет насколько правильно и интенсивно вы работаете, только посмотрев на вашу обувь – если через месяц работы на ней не появилось ни единой протертости, значит, практически все элементы вы выполняете либо в пол ноги, либо совсем не так, как нужно. Хуже, если протертости все же появляются – но не там. Обычно, протираться должна передняя часть балетки, там где носок и плюсневые кости (?? есть вообще такие??) касаются пола. Если же потертости появились сбоку с внутренней стороны – значит, вы работаете «на завале». Одной пары балеток мне хватало на месяц интенсивных (любительских) занятий три-четыре раза в неделю на линолеуме.

Все балетки практически одинаковые по форме (разница только в “полноте” – в зависимости от ширины стопы), но могут отличаться в деталях отделки. Я предпочитаю балетки с обделанным кожей носком и раздельной подошвой, с резинкой по периметру, которую можно затянуть на ноге по ширине. Сейчас я уже не пришиваю ленты и работаю с обычными резиночками – так просто удобнее снимать-надевать обувь, без лишних телодвижений.

Говорят, что балетки с цельной подошвой лучше для начинающих, потому что в них стопа лучше работает. Но, по большому счету, я различий не почувствовала. Если вы действительно хотите улучшить работу стопы на классе, укрепить ее и научиться красиво выгибать пальцы, я советую заниматься в разбитых пуантах с вынутой стелькой либо в специальных «мягких пуантах», не предназначенных для пальцевой техники, но помогающих, во-первых, привыкнуть к тесному пространству пуант, а, во-вторых, за счет бОльшего сопротивления, укрепляющих стопы. После года работы в таких «балетках», перейдя на обычную тканевую обувь, вы сразу заметите позитивные изменения – я уже не говорю, про то, что мягкие туфельки покажутся вам просто раем))

Как выбирать балетки? Здесь все гораздо проще, чем с пуантами. Выбирайте обувь точь-в-точь по своему размеру – ни больше, ни меньше. Если меньше – пальцы будут поджиматься и будет некомфортно. Если больше – они будут болтаться на ноге и даже слетать при батманах) В магазине наденьте балетки на то, в чем вы планируете заниматься в классе – либо на трико, либо на голые ноги. Не меряйте на носки или плотные колготки! Встаньте в них в полный рост, прислушайтесь к ощущениям: нигде не должно давить или мешать.

Потом поработайте стопой: натяните подъем и, наоборот, выгните пальцы на себя. Затягивая резинку по периметру стопы, не перетяните – прежде чем завязывать узелок, повертите хорошенько стопой. Резинки ни в коем случае не должна врезаться в ахилл.

Как ухаживать за балетками? Я стираю тапочки в стиральной машинке через раз, то есть  не после каждого занятия. Но это очень индивидуально – некоторые стирают их раз в неделю, некоторые, из-за физиологических особенностей вынуждены делать это после каждого занятия.

Стоят балетки, конечно же, гораздо дешевле пуант. Если говорить о брендах и марках, то здесь я совсем не советчик – относительно дорогие Гришко (больше 10$ за пару), конечно, красивые, но рвутся нещадно. Я покупаю самые обычные балетки украинского производства в магазине «Овация» («Все для танца») за 25-35 грн., меня они вполне устраивают. Балетки для экзаменов, сделанные из такого же материала, которым обивают верх пуант – то есть, из «нечта» похожего на шелк, очень красиво и парадно смотрятся на ножке, но стираются практически моментально и еще, лично мне, показались слишком скользкими.

Собственно, на этом завершаю первую часть про балетную обувь и обещаю не сильно затягивать с постом о пуантах!

About Black_Swan

Оля Воронина: несостоявшаяся балерина, квалифицированный переводчик и любимая жена и мама. Живу в самом прекрасном городе у моря и страдаю неизлечимой формой шопоголизма.
This entry was posted in Балет, В классе and tagged , , . Bookmark the permalink.

47 Responses to Балетная обувь: в чем танцуют балерины? Часть 1

  1. Саша says:

    Браво,Оля!
    Прекрасно написано!

    • Black_Swan says:

      Спасибо, Саша! Завтра же начну писать про пуанты, чтобы сильно не затягивать, а то зная себя, еще месяца три буду откладывать “на потом”)

    • Саша says:

      Я тоже люблю балетки с раздельной подошвой (у меня с цельной быстро трескаются пополам, почему -Бог его знает.Может у Вас есть версия?)И кожаным носом.
      Хотя бы потому,что они практичнее
      =)

      • Black_Swan says:

        Понятия не имею, честно говоря)) У меня не трескались, но мне с раздельной было удобнее. Может,у вас подъем высокий? Или просто балетки какие-то не очень качественные попались?)

  2. time4beauty says:

    Ужасно интересно! Жду 2ю часть )))

  3. Jentileschi says:

    долгожданное продолжение балетной серии ))
    Большое вам спасибо.
    с нетерпением жду продолжения.

  4. sabama says:

    Очень интересно и познавательно!!!

  5. Pingback: TGIF! Beauty Blog-Roll (14.07.2012 - 20.07.2012) - Time4Beauty

  6. Pingback: Самое интересное в бьюти блогах. Блог-ролл. » Blondycandy - Beauty and LifeStyle

  7. builderhelen says:

    Спасибо, очень интересно! я занимаюсь pole-dance (тоже в свое удовольствие) и мы там часто разогреваемся этими плие-парасюн-тандю)) для меня это темный лес, не могу запомнить все эти термины))

    • Black_Swan says:

      Ничего, это приходит с практикой. Если действительно интересно, почитайте “Основы классического танца” Вагановой: там не только названия, но и очень понятные объяснения как и что нужно делать)

  8. Suhmat says:

    Любителей обычно не заставляют пришивать резиночки или ленты. Каждый смотрит по себе. Я знаю тех у кого балетки держатся на ноге без всего. У меня балетки и с лентами улетают с пятки.

    Деми-пуанты для того чтобы разработать стопу с нуля не подойдут. Они по конструкции предполагают что стопа уже воспитана и нужно приучить к подъёму на пальцы. Те кому нужна большая жесткость берут пуанты, выпарывают супинатор, разбивают стакан, выстирывают клей и используют получившееся изделие как балетки. По мне так развлечение дороговато. К тому же нужен опыт – после удаления клея пуанты несколько меняют свой объем.

    Балетки на цельной подошве сами по себе стопу не разрабатывают. Принцип – работаешь так же как в раздельных, а подошва оказывает доп. сопротивление и развивает мышцы тут не работает. Цельная подошва это напоминалка которая позволяет лучше себя контролировать: на каком ребре стоит ступня, вытянул ли подъем полностью, не закосил ли его, поднявшись на полупальцы не убрал ли вес с мизинцев. Главное когда выбираешь такие балетки проверить что подошва достаточно толстая. У тех же балеток R-Class подошва слишком тонкая чтобы что-то почувствовать. Обычно, то что нужно, шьют в мастерских при театрах. Они же как правило и самые износостойкие и дешёвые.

    Самое крутое когда у балеток первыми протираются дырки под пяткой – это значит что вы работаете всей стопой. Но я такое видела только у проф. Обычно первым убивается большой палец – тогда балетки переодевают с права налево. Не то чтобы денег жалко просто к ним привыкаешь :) И уже тогда идут какие-то “полезные” потертости.

    Черные балетки бесподобно смотрятся с черным трико. Когда вся нога в черном она кажется нереально длинной. К тому же черные балетки не так заметно пачкаются.

    Балетки по конструкции имеют отличия по посадке на стопе. Тут каждый выбирает что ему больше нравится/ удобнее. Отличие состоят:
    – В высоте союзки. Это диктует насколько будет закрыта стопа с верху. На ваших фотографиях союзка высокая. Это удобно тем у кого ступни достаточно полные. Низкая союзка проходит чуть выше пальцев.
    – В том как балетки скроены. Если перевернуть балетки вверх подошвой то можно увидеть что под сводом стопы на одних один шов, а на других два. Это влияет на прилегание балеток к стопе.

    Хорошие балетки после того как их расправишь держат форму. Плохие – ложатся кульком.

    • Black_Swan says:

      1. Зависит от педагога – моя просила меня пришивать ленты. Может, чтобы я не так мучила ее чувство прекрасного)) Но в балетной школе, в любом случае, это было обязательно. С пятки не будут слетать, если хорошо затянуть резинку вдоль стопы.

      2. На деми-пуантах вставать на пальцы вообще нельзя. Я именно в них “с нуля” вернула себе более-менее приличные стопы после очень продолжительного перерыва. После них в балетках работать – одно удовольствие. Я работала и в разбитых пуантах без стельки (если в них уже нельзя заниматься пальцевой техникой, то почему бы не использовать в качестве балеток? Безотходное производство)), и в мягких пуантах Санша. Результаты отличные. Еще в них здорово нарабатывать высокие полупальцы.

      3. Я тоже, когда балетки протираются, меняю ноги.

      4. Ну, тогда считайте это моим личным “заскоком” – я категорически не люблю черные балетки. Они у меня ассоциируются только с народницами. Если трико цельное, то есть как колготки, то да, черные еще как-то объяснимы, но если до середины икры, то мой выбор – только белые или персиковые.

      • Suhmat says:

        1 – Увы, резинка не помогает. У меня не очень удачная конструкция стопы – ластами. Пятка покатая и узкая, очень высокий подъем и широкая сама стопа. По этому у балеток в размер в пятке всегда лишний объем. Я даже петлю в задний шов вшила в этом году чтобы через нее ленты тянуть и то, она в течении месяца-двух растягивается и пятка улетает. На одном из видео в ютубе видела как у пуант подпарывают верх пятки и надставляют чтобы она была выше/длиннее и пришивают к ней резинку-петлю. В сентябре опробую этот метод. Может так распределение натяжения будет удачнее.

        Кстати, если кто использует ленты для удержания балеток на ноге, а не для красоты, то лучше брать не атласные ленты которые продают в Гришко и т.д., а репсовые. Они за счет плетения меньше вытягиваются и лучше держат узел.

        2 – У вас ноги были посталвеные поэтому в деми-пуантах и был результат. На пальцы в них не становятся – это да. Это своего рода подготовительный тренажёр. Но если человек не дня ни часу хореографией не занимался и валится на внутреннее ребро – деми-пуанты не спасут и не помогут. Будет просто очень неудобно и тяжело.

        4 – у нас многие девочки занимаются в черных купальниках, колготках и балетках. Мне напоминают черных пантер. Очень красиво. Но это дело личных предпочтений.

        • Black_Swan says:

          1. У меня такая же проблема с пуантами – идеально сидит стакан, подходит размер, жесткость, полнота, но пятки всегда спадают. Я использую прозрачные широкие резинтки, они обычно идут в комплекте с пуантами Санша, но продаются и отдельно (хотя у нас в Одессе не видела ни разу). Их на ноге и не видно, они нигде ничего не перетягивают и отлично удерживают пятку.

          2. Кстати, в пальцах (пуантах или деми-пуантах) мне легче удерживать положение стопы без завала, а вот в балетках практически всегда заваливаюсь, если не контролировать. Так что все индивидуально. То, что в них неудобно – это да, особенно в первое время.

          4. Я уже писала, чем опасно черные трико для любителей (тут и тут. Оно, конечно, красиво – черное все же худит, но в белом трико видно, как работают мышцы.

          • Suhmat says:

            Извините, оффтопом напишу. Вдруг вам интересно будет. Михайловский театр (http://www.mikhailovsky.ru/live/) сегодня в 19,30 по московскому времени будет вести в интеренете прямую трансляцию Дон Кихота с Осиповой и Васильевым. Судя по тем балеринам которые вам нравятся врятли вас соблазнит Осипова. А вот насчёт Васильева не знаю.

  9. Мария says:

    Очень интересный пост) а, подскажите адрес магазина все для танца, пожалуйста

  10. Очень интересная статья, спасибо за обзор. Я очень люблю балетную атрибутику.

  11. Ольга says:

    Интересная статья. Спасибо. Я занимаюсь фламенко, у нас спец. обувь. Но иногда на разминочку-растяжечку обуваем на выбор или чешки или балетки. У меня чешки (белые) кожаные, хорошего качества. Но я подумываю приобрести черные балетки, попробую как в них…Почувствую себя балериной)))

    • Black_Swan says:

      Чешки на классике категорически запрещены плюс они закрывают почти весь подъем и смотрятся на ноге некрасиво. Попробуйте балетки – они такие же удобные, но зато ножка будет выглядеть красиво

  12. Лина says:

    ой, прошу прощения, что вклиниваюсь анонимно, я в конце подпишусь!) Подскажите, я только только решила начать занятия, купила балетки с резинками Grishko, только разинки там с одной стороны пришиты только, то есть я сама должна их по своей ноге пришить крест накрест?! или эти резинки тоже как то завязываются?! Спасибо!
    Лина.

    • Black_Swan says:

      Нет, резинки не завязываются) Если пришиты с одной стороны только, то да, вам нужно будет пришить их по своей ноге так, как вам удобно – главное, чтобы не передавливали стопу. Можете крест-накрест, можете параллельно. Со временем сами поймете как удобнее))
      Добро пожаловать!

  13. Юлия says:

    Здравствуйте! Я только начала заниматься балетом,подскажите пожалуйста, какую обувь лучше выбрать если заваливаются стопы? Большое спасибо!
    Юля.

    • Black_Swan says:

      Обувь в балете стандартная, тут ничего не выберешь – балеток для заваливающихся стоп пока не придумали(( Тут не в обуви дело, а работать правильно надо, постоянно контролировать стопу.
      Я одно время для укрепления свода стопы занималась в разбитых пуантах без стельки, в них было удобнее контролировать завал, но раз вы только начали, вам будет не очень удобно.

  14. НАДЕЖДА)))) says:

    ОБАЛДЕТЬ!!!Я ТАК РАДА ЧТО НАШЛА ВАШ БЛОГ!!!!!!!!!!!!!!! СУПЕР!!!!!! НЕ ДАВНО ЗАИНТЕРЕСОВАЛАСЬ БАЛЕТОМ ,ЭТО ТАК ИНТЕРЕСНО,ОКАЗЫВАЕТСЯ ЭТО ЦЕЛЫЙ МИР!!!!!!ПРОСТО НАШ ГОРОД ДАЛЕК ОТ ЭТОГО,ДА И СТРАНА.ДУМАЮ ЧТО ДЛЯ РОССИИ БАЛЕТ НЕ НА ПОСЛЕДНЕМ МЕСТЕ. ВСЕ ВРЕМЯ ЧИТАЯ ПРО ПУАНТЫ И ИХ ПОДГОТОВКУ К РАБОТЕ,У МЕНЯ ВОЗНИК ВОПРОС. МОЖЕТ СМЕШНО,НО ВСЕ ТАКИ ,ПОЧЕМУ ФИРМЫ КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ ПОШИВОМ ПУАНТОВ ,НЕ МОГУТ ВЫПУСКАТЬ УЖЕ ИХ УДОБНЫМИ ДЛЯ ТАНЦА? ПОЧЕМУ БАЛЕРИНЫ ПОКУПАЯ НОВЫЕ ПУАНТЫ,РЕЖУТ ИХ,ЛОМАЮТ,ПЕРЕШИВАЮТ ЛЕНТОЧКИ? ЗНАЮ,ЧТО БЫ БЫЛО УДОБНО ТАНЦЕВАТЬ,НО ПОЧЕМУ ИЗНАЧАЛЬНО НЕЛЬЗЯ ВЫПУСКАТЬ ТАКОЙ УДОБНЫЙ ПРОДУКТ???ХОТЯ БЫ ЛЕНТОЧКИ МОЖНО ПРИШИВАТЬ КУДА НАДО? ПОЧЕМУ ДАЖЕ ЛЕНТОЧКИ ПЕРЕШИВАЮТ БАЛЕРИНЫ? МНЕ ТАК ИНТЕРЕСНО ЭТО,ОТВЕТЬТЕ ПОЖАЛУЙСТА))

    • Black_Swan says:

      Потому что все ооооочень индивидуально)) Кому-то достаточно два раза вскочить на пальцы в новом пуанте и он уже готов к работе, а кому-то нужно мять-резать-смачивать-долбить молоточком. Поиск “своей” колодки далеко не всегда заканчивается успехом, поэтому балерины и готовят туфли самостоятельно. Это примам делают пуанты на заказ по инд.меркам, но и то ни потом такие пуанты подготавливают-разминают.
      Та же фигня с лентами – казалось бы, почему не продавать пуанты с уже пришитыми ленточками? Но вот ведь уже сколько десятилетий каждая балерина сама их пришивает на то место, где именно ей удобно

  15. НАДЕЖДА)))) says:

    СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА ВАШУ РАБОТУ!!!!!!!ЗДЕСЬ ВСЕ СОБРАНО,НЕ НУЖНО НИГДЕ ХОДИТЬ,У ВАС МОЖНО ПРО ВСЕ ПРОЧИТАТЬ))))))))

  16. Раньше покупала балетки в питерском магазинчике “всё для театра” , но уж больно коряво их стали делатью Теперь занимаюсь только в Гришко. Как они рвутся моментально- не представляю. Пока ни у кого моментального “рвения” не замечала :) . Жаль, что у них не делают со сплошной подошвой для взрослых. Хотя вы и написали, что разницы не ощутили- это лишь из-за того, что вы не новичок. Со сплошной, особенно не самой мягкой подошвой показать, какой есть подъём гораздо сложнее. С раздельной можно даже не напрягаться особо. Тут уж зависит от совести: стараешься для себя или педагога.
    Ну а ещё не люблю вот эти кожаные носы- они кстати, как раз-таки очень быстро у всех рвутся+выглядит это ужасно некрасиво.
    а зачем стирать балетки через раз? О_О Они же потом не так хорошо сидят на ноге, нужно заново привыкать, как к не разношенной обуви.

    • Black_Swan says:

      Спасибо за комментарий!
      Сразу про стирку – это зависит от зала и покрытия. Бывают такие залы, после которых стирать приходится сразу после занятия, каждый раз. Когда я занималась только дома с педагогом, то стирала раз в две недели примерно, может чуть чаще. Зависит еще и от ног и от их, простите, запаха))

      У меня кожаные носы выдерживают дольше, чем обычные, так что я их люблю.

  17. Olga says:

    я готова читать про это бесконечно – хотя человек далекий от балета
    – я думаю , кто -нибудь уже должен начать исследование на тему – чем же все же так
    притягательна балетная обувь ?
    перечитала блог наверное 4 раза- хочу продолжения
    Оленька – еще, еще….

    • Black_Swan says:

      Такие комментарии очень вдохновляют! Спасибо огромное, я очень стараюсь выкраивать свободное время для блога, но его становится все меньше и меньше)

  18. Алина says:

    Спасибо Вам за подробную информацию, написано просто и понятно .Мы с ребенком только начинаем заниматься , поэтому эта статья для нас была очень увлекательной и полезной.

  19. Мария says:

    Здравствуйте, Ольга! Спасибо за статью. Занимаюсь балетом чуть больше года (мне 28), в детстве несколько лет отзанималась, но по глупости бросила это дело. Я не хватаю звёзд с неба, но тут мне недавно незнакомый преподаватель сказала, что так развернуть меня могли только в детстве. Было приятно)) Знаете, мне почему-то неудобно в балетках. Догадываюсь, что, возможно, неправильно их подобрала, но по всем параметрам они “мои”. Обычные брезентовые с раздельной пяткой и шнурком-затяжкой. Дело даже не в том, что иногда, если уж очень стараюсь, они сползают с пятки. А в том, что я как-то перестаю чувствовать стопу в них! Например, когда тяну носок в тандю и т.п., не могу проконтролировать себя. Точнее, это трудно сделать. Несколько месяцев назад перестала мучиться и купила обычные низкие носочки-следочки с прорезиненной изнутри пяткой. Стало легче и комфортнее. Знаю, сейчас меня будете ругать… Или нет?)) Что, правильнее всё-таки привыкнуть к балеткам? Может, просто подобрать другие и посмотреть, что изменится? Заранее спасибо за совет))

    • Black_Swan says:

      Чего ж я буду вас ругать?)) Вот если бы вместо пуант надели носочки и сказали, что так вам удобнее, тогда да))
      Что педагог говорит? Если педагог не возражает, то занимайтесь в носках. Главное, чтобы ноги не скользили по полу.

      • Мария says:

        Педагог говорит, ей странно, что мне неудобно, но пока терпит это издевательство)) Ноги не скользят. То есть где не нужно не скользят, а выводить в тандю, пике и выбрасывать в батманы так даже проще, чувствуешь, как “облизываешь” пол.

        • Black_Swan says:

          Ну так если всех все устраивает, то так и занимайтесь))
          А вы разные балетки пробовали? Может, все же поискать свою форму/ткань, поиграться с размером? А то первый раз слышу, что в балетках может быть неудобно…

  20. Natalie says:

    В зависимости от того, в каком классе идут занятия (у нас есть с линолеумом и лакированным паркетом), я выбираю обувь. Для линолеума больше подходят тканевые хлопковые, иногда беру атласные – кожаные застревают при вращении. Для паркета можно и кожаные, в них легче выворотно ставить ноги, но мне в них все равно не удобно, т.к. на тройном-четверном вращении они все равно немного тормозят.
    Также я советую обратить внимание на ширину и форму кожаной вставки под плюснами. У меня, например, достаточно широкая нога в этом месте и я выбираю балетки со вставкой пошире и формой скорее ближе к треугольнику, чем к овалу. В них проще на середине выполнять движения на полупальцах, требующие устойчивости (то же фондю). Ношу одну пару обычно 3-4 месяца при занятиях 4-5 раз в неделю.
    Еще никогда не беру балетки и пуанты с веревочкой вокруг (как на фото), мне всегда больно, но это уже видимо на вкус и цвет))

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Subscribe without commenting