Балетный кинозал: Часть 2

Вчера я непонятно с какого перепугу посмотрела довольно старый американский фильм Perfect Body про подающую большие надежды спортивную гимнастку, страдающую анорексией. Мне более-менее понравилось: без лишнего трагизма описаны все ступени развития этого страшного заболевания на фоне сильнейшего желания победить, несмотря ни на что. С другой стороны, я совершенно не разбираюсь в гимнастике, чтобы говорить о том, насколько этот фильм соответствует действительности именно с точки зрения спорта.

Поэтому я решила сегодня поговорить о художественных фильмах о балете: какие из них «страшная правда», а какие – «прекрасная ложь»?

 Наверное, основной залог достоверности подобных фильмов – участие настоящей балерины, а не актриски, которая «цееелый год занималась у станка!» вроде Портман. Балет – это, если так можно выразиться, очень физическое искусство. Это то, что происходит прямо у вас перед глазами, здесь и сейчас. И тут никто за тебя не станцует «под фанеру», никто не поможет подержать ножку повыше. Поэтому фальшь видна невооруженным взглядом даже непрофессионалам. С другой стороны, съемки в фильме предполагают хоть какие-то диалоги или монологи, а балет – это еще и немое искусство. Редко какая балерина имеет поставленный голос и навыки выражать эмоции не двигательным, а речевым аппаратом.

Собственно, мне вполне понятны метания режиссеров между профессиональными актрисами и профессиональными балеринами. Даррен Аронофски в своем «Черном лебеде» поступил, с одной стороны, правильно – во всех танцевальных сценах снималась дублерша, артистка ABT. С другой, даже если Натали Портман снимали по талию, ее руки, спина, движения, наклон головы – все кричало о том, что это совсем-совсем не балерина и с партией Одилии ей не справиться отнюдь не из-за отсутствия сексуального опыта.

В общем, это была прелюдия. Переходим к картинам, где, как лично мне кажется, отлично соблюден баланс и актерского, и хореографического мастерства.

«Танцующие призраки»

Год:                       1992

Страна:               Россия

Режиссер:         Юрий Коротков, Ефим Резников

Сценарий:         Юрий Коротков

Фильм поставлен по детской книжке Юрия Короткова “Виллисы”. К сожалению, я ее не читала, но знаю, что книга обязательна для прочтения тем, кто считает, что балетный мир – это цветы, красивые пачки и море аплодисментов.

История вполне банальна. Хореографическое училище, сильный класс, за плечами восемь лет адского труда – впереди выпускной спектакль «Жизель», на котором решится судьба всех выпускниц. Понятна и оправдана  конкуренция между девочками, переживания по поводу веса, недостаточных данных, неудавшихся элементов, жестокого педагога.

В классе есть одна «звезда» – самая способная, самая артистичная, самая погруженная в балет. Трагедия в том, что эта поцелованная Терпсихорой девушка неожиданно вынуждена навсегда прервать обучение из-за прогрессирующей травмы бедра. На ее место претендует «вторая в классе» – она же главная героиня (Анна Пономорева). Одноклассницы недолго страдали по выбывшей – дети в хореографическом училище значительно жестче, им несвойственно сопереживание, тем более, каждая прекрасно понимает, что а) она могла быть на ее месте и б) радуется, что одной конкуренткой стало меньше.

Собственно, на фоне обычных балетных будней главная героиня влюбляется – понятное дело, не в одноклассника, а в «простого парня», совсем из другого, непривычного и непонятного мира за стенами училища. Накануне спектакля, где она должна выйти в партии Жизели, ей предстоит принять решение. Для меня, как человека, хоть и ненадолго, но прикоснувшегося к этому искусству, ее выбор понятен и очевиден.

Что в фильме хорошего: все девочки действительно ученицы хореографического училища, хотя и по сегодняшним меркам, выглядят довольно… хм… упитанно. Атмосфера балетной школы передана очень верно: отношения между одноклассницами, разговоры педагогов, рассматривающих девочек как «материал», пропасть между «обычным» миром и балетным. И еще этот фильм очень настоящий: в меру жесткий и в меру сентиментальный.

Очень тонкая и правильная рецензия на фильм здесь, я бы не смогла сказать лучше!

Скачать можно здесь.

«Виллисы»

Год:                       2002

Страна:               Россия

Режиссер:         Нурбек Эген

Сценарий:         Владимир Аркуша, Юрий Коротков

 

«Виллисы» – это римейк «Танцующих призраков». Завязка та же, а идея на выходе совершенно другая. Если в «Призраках» очевидно, почему главная героиня действительно Главная, то здесь мы видим аморфное тонкое существо, меланхолично переживающее по поводу того, как ей хочется, чтобы “это все закончилось”. Если в первом фильме героиня – это маниакальная машина, четко знающая, чего она хочет добиться – и понятно, что непременно добьется, пойдя по головам соперниц, то в «Виллисах» Юля (Ольга Приходцева), кажется, вообще не очень понимает, что она здесь делает и зачем.

Да, эта Юля добрее – она искренне переживает по поводу болезни своей одноклассницы, искренне верит, что та – намного  лучше ее  и даже немного терзается, что именно ее строгий педагог выбрала «на замену». Еще у Юли нищие родители, которые были только рады спихнуть ее в интернат при училище. Она не хочет возвращаться назад в деревню, где никто и никогда не поймет разницу между Китри и Жизелью – и именно поэтому цепляется за возможность танцевать. Все, что угодно, только не обратно в болото!

 

Игорь Петренко, играющий ее незадачливого возлюбленного, очень убедителен в роли бабника, вдруг втрескавшего в неземное создание, которое буквально ускользает у него из рук – видимо, этим (и прекрасной растяжкой) его и привлекающее.

 

Прекрасна Елена Сафонова в роли педагога. Она – вчерашняя прима, это ее первый класс, ей хочется всего и сразу. Она по-хорошему жесткая, местами человечная, действительно похожа и внешне, и внутренне на потрепанную жизнью балерину, блистательная карьера которой уже позади.

 

Если концовка предыдущего фильма не вызывала у меня диссонанса, то здесь не все так убедительно. Юля, такая какой она показана в «Виллисах», слишком аморфна, чтобы действительно добиться чего-то в жестком театральном мире. У нее совершенно пусто в глазах, а в этом случае не помогут ни красивые длинные ручки с ножками, ни милое тонкое личико.

Скачать можно здесь

Продолжение следует!

About Black_Swan

Оля Воронина: несостоявшаяся балерина, квалифицированный переводчик и любимая жена и мама. Живу в самом прекрасном городе у моря и страдаю неизлечимой формой шопоголизма.
This entry was posted in Балет, Книжная полка and tagged , , , . Bookmark the permalink.

35 Responses to Балетный кинозал: Часть 2

  1. Юлия says:

    Обязательно посмотрю на днях! Занятия закончились, теперь даже заняться нечем=(((

  2. Саша says:

    Ммм… Как-то Вы уж очень суровы к Натали Портман. Просто Вы ждали фильм про балет,а он оказался психологический триллером,где этот самый балет фигурирует по столько,поскольку…
    Оля,будьте милосерднее)))

    • Black_Swan says:

      В том-то и дело, что “не постольку-поскольку…”. Хочешь снять фильм про, условно говоря, маниакально-депрессивный синдром на фоне сексуального самоопределения в театре – сними фильм про актрису, которая, допустим, вживается в роль той же Настасьи Филипповны. Но нет же, берется балет, показываются самые смешные и нереальные клише – и это называется шедевром. А потом еще во всех интервью кричится, что Натали, мол, все сама-все сама, пока не выяснилось, что сама она только ручками криво махать умеет.
      Кроме всего прочего, ни один балетный не сказал доброго слова в сторону этого фильма. Вот, например, интервью моей знакомой балерины.
      В общем, да, я категорически против этого фильма и обидно, что после него все думают “вот оно как в балете-то!”)))

  3. Саша says:

    Оля, но это же художественный фильм.А потому он вовсе не обязан соответствовать реальности.Люди,которые принимают это за чистую монету,несколько обескураживают ( а я такая же балерина-любитель как и Вы),но это уже совсем другая история…
    P.S. Диана Вишнева отзвалась весьма положительно ( с поправкой, что фильм не про балет, но людям мыслящим это и так понятно)
    Не все столь печально, улыбнитесь,Оля=)

    • Black_Swan says:

      Нет, ну понятное дело, но вот “художественного” я в нем мало вижу – но это только мое личное мнение. Даже если оставить в стороне балет – грязный, мутный фильм, не заставляющий думать и сопереживать. Хотя ладно, чего это – где я и где Портман? Она-то с Оскаром сидит))

      Кстати, мне показалось, что Диана с некоторым облегчением говорит о том, что все-таки в нем не снялась))

  4. Таня says:

    Вот уж воистину – о вкусах не спорят) Очень люблю расхожую цитату Честертона “Вы никогда не докажете собеседнику, что синий цвет лучше зеленого, но вы можете так хватить его по голове, что он увидит все цвета радуги!” Понимаю, что ничего никому сейчас не докажу, но все-таки. Балет в фильме “постольку-поскольку”? Трудно согласиться. В тех интервью, что я читала, создатели фильма и актеры уверяют, что фильм-таки про балет! Именно это приводит в недоумение. Если бы Портман или Кунис сказали бы хоть где-то, что балет в фильме сбоку-припеку, мы, мол, играли психологическую драму, а уж балерин изобразили, как смогли… Так нет же, обе с упоением рассказывают какими они стали сногсшибательными танцовщицами за год, о том, как ломали ребра и рвали связки на тренировках… Портман “все делала сама” и готова хоть сейчас затмить Захарову и Лопаткину вместе взятых! Еще меня умилила сцена в начале фильма, когда балетмейстер является на утренний класс и рассказывает артистам… содержание ЛО! И все, главное, внимательно его слушают)) Вот это было сильно!)) Теоретически понятно – не все кинозрители знают, о чем речь, надо бы и объяснить, но практически получилось довольно забавно) Написала все это не для того, чтобы поспорить с вами, Саша, а так уж, “о наболевшем”)) Вообще, было любопытно почитать ваши комментарии, все-таки, значит, фильм понравился не только экспертам, присуждающим Оскар)

    • Black_Swan says:

      Таня, спасибо вам за такой замечательный комментарий! Полностью поддерживаю ваше мнение.
      Вот многих задевает,что я очень негативно отношусь к той же Волочковой. Так вот,если бы эта дама со всех телеканалов не вещала про свою гениальность, про то, какая она чудесная балерина,чьему таланту все вокруг завидуют-меня бы она так не задевала. Ну танцует себе по кабакам для непритязательной публики-и ладно,никому не мешает. Вот с Черным лебедем “та же фигня”)) не мусировали бы в прессе балетные подвиги актрис,настаивая на том,что за год можно натренировать из них балерину,не было бы такого диссонанса.
      Ну и мне лично сама идея фильма катагорически не нравится,поэтому я не могу быть объективной

    • Саша says:

      Таня, добрый день!
      Как приятно встретить людей,умеющих спорить не переходя на личности))Это такая нынче редкость, особенно в интернете!
      Меня этот фильм зацепил вот в чем: я живу в Москве, работаю в очень-очень-очень известной международной фарм-компании-город огромный,конкуренция просто бешеная. Все вокруг ” быстрее,выше сильнее!” Вот только вопрос- а так ли уж оно надо?

  5. Таня says:

    Вообще-то, я зашла совсем по другому поводу)) Хотелось сказать огромное спасибо вам, Оля, за ваш замечательный блог, и за все, что вы делаете! Надеюсь, несмотря на изменения в вашей жизни, вы сможете время от времени радовать нас новыми публикациями. Желаю вам всего самого доброго и светлого, оставайтесь такой же нежной и прекрасной! Спасибо и удачи вам!

  6. Юлия says:

    Черный лебедь – фильм действительно грязный и, по-моему, совершенно бессмысленный. Ну вот какая в нем основная мысль? Я её не увидела. Что касается Натали и Милы – для них год занятий может и показался очень трудным, но они обе очень далеки от балета. Уж лучше было бы взять настоящих, пусть даже малоизвестных балерин. Ну нельзя показывать Портман, крутящую фуэте, по пояс. Суть фуэте как раз в ногах. А показывают либо ноги, либо торс. Содержание фильма абсолютно непонятно, и, как сказала моя мама : “У режиссера явно проблемы с головой.” Мы с вами на примере прекрасных современных балерин (кроме Волочковой) прекрасно видим, что их жизнь абсолютно спокойна, вены никто из них резать не собирается. За что фильму дали “оскар” для меня загадка.

    • Саша says:

      Юля,добрый день=)
      Но это и есть стиль Даррена. Его фильмы в принципе дословно воспринимать не стоит.Если Вам его чернушные аллегории не близки,
      то зачем Вы это фильм вообще смотрели?
      P.S.Мне, на пример,противостественна эстетика Квентина Тарантино.Даже если он вдруг снимет в кино Диану Вишневу и Ульяну Лопаткину, не думаю, что стану смотреть такой фильм. А если это сделает Вуди Аллен- пойду смотреть 100 %.

  7. Nataliksa says:

    Тоже смотрела оба этих фильма:) Полностью согласна с вашими рецензиями. “Призраки”,хоть и в очень плохом качестве смотрела,но прочувствовала на 100%,очень реалистично,жестко,даже чернушно-перестроечно))),но верю верю верю! А Виллисы большей частью раздражал,особенно гл.героиня,я полфильма не могла поверить что она имеет хоть какоето отношение к классике. Да и как актриса она не очень,одинаковое выражение лица весь фильм утомило.

    • Black_Swan says:

      Да, в Виллисах девочка совсем “ни рыба-ни мясо”. Я знаю, что она вроде бы танцевала в Стасике, а потом вышла замуж и уехала заграницу – сейчас, кажется, не танцует.

      • Таня says:

        А я тут, узнав из вашего поста, что существует книга Короткова, кинулась ее искать. “Призраки” видела уже не знаю сколько раз, а про книгу не слышала никогда… Так вот, нашла и прочитала. До сих пор под впечатлением, меня поразила эта книга. Очень жестко. ОЧЕНЬ. Еще жестче, чем фильм, причем намного. Оказалось, что в фильме, все-таки, многие моменты несколько смягчены. Кроме того, поражает, как, казалось бы, далекий от балета господин Коротков смог написать подобное произведение, с такими подробностями! Вроде бы, ХУ не заканчивал. В интернете практически нет информации об этом. Где-то случайно прочитала, что он якобы “внедрялся” в хореографическое училище под видом корреспондента, чтобы набраться впечатлений. Неизвестно, правда это или нет, но, видимо, впечатлений он действительно где-то поднабрался! Фильм, конечно, сделан здорово, столько уже всего написано, тут добавить нечего. Одно то, что главным консультантом на съемках “Призраков” была Л.П. Сахарова, объясняет многое! Представляю, как она консультировала Ирину Метлицкую, чтобы та децибелов в голос добавила:)

        • Саша says:

          Таня, увидев Ваш пост,тоже нашла и прочитала книгу. Проняло!
          Спасибо Вам, что на толкнули на прочтение ( если можно так выразиться).

        • Black_Swan says:

          О, расскажите, где нашли книгу? Я в свое время тоже пыталась ее разыскать, но поиски не увенчались успехом(( С удовольствием бы прочитала, особенно после вашего комментария!
          А рука Сахаровой видна – тем более, фильм в Перми и снимали. Она, конечно, очень спорный педагог. Планирую о ней (и он Пленниках Терпсихоры) написать в следующем “Кинозале”

        • Black_Swan says:

          Все, прошу прощения, уже нашла и закачала в свой ридер) Спасибо!

  8. Таня says:

    Саша, да не за что:) Я рада, что вы уже прочитали книгу и впечатлились! Меня вот, видите, Оля толкнула на прочтение:) Теперь мне даже удивительно, что я вот только сейчас познакомилась с этим произведением.

  9. Таня says:

    Оля, а поделитесь потом впечатлениями? Очень интересно, что вы скажете!

  10. FrauNatalia says:

    В годы моей юности выходил журнал “Парус”, именно там я прочитала две повести Ю. Короткова – “Авария” и “Вилиссы”. Сказать, что была под впечатлением- это не сказать ничего. Мы устраивали в классе читки и всем классом пошли на фильм “Авария-дочь мента!” А вот о том, что есть фильм по второй повести и не знала. Обязательно найду время его посмотреть. Спасибо за ностальгию. Буду стараться и дальше вас читать.

    • Black_Swan says:

      Спасибо, Наталья!
      Аварию не читала, а вот Вилиссы, да, произвели впечатление. Очень жестко. Хотя концовка в “Танцующих призраках” мне, как ни странно, понравилась больше. Они там немного сместили акцент: если в книге она парню говорит, что любит, но не будет с ним, то в фильме Юля поступает с полным осознанием того, что и зачем делает (не помню точную цитату, что-то вроде “это ничего не значило. Нам даже советуют это иногда – чтобы расслабиться”).

      • Таня says:

        Ой, это вам не та версия попалась. В той, что помечена в электронных библиотеках как “полная версия”, совершенно другая концовка, как раз с жестокой Юлей, которая приняла решение пойти по головам. Именно концовка меня поразила, с Юлиными комментариями в очередном письме сестре. Есть, конечно, еще расхождения, разница в деталях. Подробно описаны гастроли в Австралии. Ну и несколько иначе выстроен стиль изложения, более “читабельно”, как мне показалось.

        • Black_Swan says:

          Ага, а в моей версии они не Австралию ездили, а в Японию.
          Спасибо огромное за уточнение, теперь буду искать полную версию!

  11. Cappadokya says:

    А Вы смотрели фильм first position, документальный, про детишек, готовящихся к крупному балетному конкурсу, очень интересно было бы почитать Ваш обзор

  12. Victoria says:

    Пересмотрела все фильмы которые Вы порекомендовали в первой части. Была в восторге, впрочем как и от вашего блога/сайта. Хотела Вам посоветовать документальный фильм в четерех частях “Балет и Власть”.

    • Black_Swan says:

      Большое спасибо и рада, что понравились! Я слышала про БиВ, но как-то все руки не доходили посмотреть. Спасибо, что напомнили)

  13. Pingback: Балетное чтиво – 3 | Ballerina's Dressing Room

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Subscribe without commenting