Балетный кинозал. Часть 1

Что-то тяжело мне дается обещанный пост о балетной обуви. То «неписец» нападает, то фотографии нормальные никак не получаются. Зато совсем недавно я посмотрела запись балета «Караваджо» с Полиной Семионовой и Владимиром Малаховым. Скажу честно, я почти не смотрю полноценные балеты по телевизору – редко когда энергетика, нерв постановки передается через монитор. Один-единственный раз я искренне рыдала над «Щелкунчиком» Григоровича с Максимовой: момент, когда Маша в самом конце прижимает к себе куклу Щелкунчика, навсегда прощаясь с детством, произвел на меня какое-то совершенно неизгладимое впечатление… Поэтому сегодня не о материальном (пуантах и балетках), а о духовном – о фильмах-балетах, фильмах о балете и фильмах про балерин.

 

Начну рассказ с одного единственного фильма. Зато самого-самого любимого.

 

Балерина / Ballerina. Режиссер: Бертран Норман

 

О, об этом чудесном фильме хочется говорить и говорить.  Изначально документальную ленту о пяти балеринах Мариинского театра показали по французскому телевидению. Я об этом узнала от знакомой форумчанки: она жила в Париже, а дочь ее на тот момент училась в школе Grand Opera. На тот момент фильм нигде нельзя было скачать или купить – но я о нем буквально грезила. Мы с моим будущим мужем тогда только начинали встречаться – это был даже не конфетно-букетный период, а так, моменты узнавания. В частности, он, далекий от искусства человек, как раз начинал узнавать такие имена как Захарова, Вишнева, Лопаткина (еще бы не запомнить, слыша о них по двадцать раз в день))

И вот он поразил меня в самое сердце: каким-то мистическим образом связался с агентом режиссера, объяснил сложившуюся ситуацию и буквально через месяц ему прислали диск с фильмом с подписью режиссера.

Вы мне поверите, если я скажу, что именно в тот момент поняла, что этот невероятный мужчина просто обязан быть со мной рядом всю оставшуюся жизнь?))

“Балерину” я засмотрела чуть ли не до дыр – потом тоже самое делали мои подруги. Удивительно, что фильм о балете и балеринах настолько нравился даже моим очень далеким от балета однокурсницам.

Итак, о чем он? О трех известных примах и двух молодых балеринках, буквально недавно выпустившихся из Академии им. Вагановой.

Светлана Захарова – именно с ее великолепных ног зрителя начинают знакомить с Мариинским театром. Небесно-красивая вариация Одетты в белой пачке – и тут же репетиция белого адажио в зеркальном зале до седьмого пота. Захарова много чего говорит, но интервью – не ее сильная сторона. Гораздо прекраснее она в движении: я не раз говорила, что на нее, как огонь и воду, можно смотреть бесконечно. В классе, на сцене, в репетиционной одежде, в парадной пачке, в гримерке… И хочется, чтобы это никогда не заканчивалось.

Диана Вишнева. Полная противоположность удлиненной полетной Светлане. Подвижная как ртуть, обаятельная, с огромными темными глазами и высокими скулами. От Дианы сложно оторвать взгляд: вот она разогревается перед классом, выделывая обычные для балерины движения, но почему-то у меня при взгляде на то, как она выворачивает ноги, начинает болеть спина)) Вот она на уроке, сосредоточенная. Вот прыжковая часть: у Дианы на ногах шерстяные разогревки, одна из них слетает во время комбинации и она, как истинная прима, легким сценическим движением поднимает их с пола. И это не игра на камеру – она вся такая: легкая, живая, настоящая, и при этом, хоть и страдающая от «больных ножек», преданная своему Делу. Особенно это заметно на репетиции «Золушки» Ратманского: глаза, которыми она смотрит на себя в несуществующее «зеркало», движение, которым поправляет платье (одетая при этом в купальник и трико) – этой девочке-девушке веришь беззаговорочно! И тут же она переключается на педагога, моментально превращаясь обратно, в профессиональную балерину Мариинского театра.

Не менее интересно наблюдать за Ульяной Лопаткиной. Вот уж кто полностью, по макушку погружен в себя и в балет. Не зря ее называют Божественной. Она действительно неземная. Мне сложно найти слова, чтобы описать Ульяну: здесь все на уровне эмоций. Когда она в классе, в одиночестве, стоит у станка, тягуче-медленно «вынимая» свои божественные ноги, замирает сердце. Но стоит ей взмахнуть своими бескостными руками – в голове не остается ни одной мысли кроме «откуда вообще берутся такие существа?..» Похоже, этим же озабочены и маленькие ученицы Академии, тихонько подглядывающие за ней через приоткрытую дверь.

Это сложившиеся балерины, звезды, известные во всем мире. И тут же нам показывают другую сторону профессии: начинающих артисток, только-только пробующих свои силы на сцене Мариинки.

Вот Алина Сомова. Здесь она еще в стенах Академии, в окружении подружек – красивая, как кукла Барби, с невероятно длинными конечностями, которыми она, похоже, еще не совсем владеет. Алина репетирует «Пахиту» для выпускного спектакля.

Скажу честно, Сомова мне очень долгое время не нравилась. Я очень боялась, что она повторит грустную судьбу Анастасии Волочковой. Красивое личико, выбеленные волосы, нарощенные ногти (все это появилось чуть позже, в фильме она еще вполне «натуральна»). И при этом какой-то нечеловеческий шаг, который она демонстрировала даже там, где не нужно. Очень иксовые ноги, длиннющие тонкие руки – она еще не умела пользоваться все этим богатством, плохо стояла на своих бесконечных ногах, и, в отличие от обладающей похожими данными Захаровой, на сцене скорее смотрелась угловатой курочкой, но никак не лебедем.

Алину поставили на роль Одетты-Одиллии в знаковом для русского балета «Лебедином озере» в 18 лет. И вот сценическая репетиция. Меня поразило, что вместо проработки образа, удивительно сложного и глубокого, Алине педагог делает замечание о недостаточной выворотности…

Я очень рада, что Сомова отстояла свое право на так рано присвоенное ей звание примы. Технические недоработки все еще есть, но с каждым годом балерина заметно растет. Сейчас это вполне сложившаяся артистка, со своим стилем, внутренним миром, душой, которую видно и слышно со сцены.

Евгения Образцова или «Женечка» как называют ее в фильме практически все. Миниатюрная инженю, по-хорошему вертлявая, непосредственная, с горящими глазами на пол лица. Образцову я полюбила как-то сразу, с первого взгляда. Ладная, с удивительно красивыми стопами, танцевальная до невозможности, улыбчивая. Я обожаю смотреть репетицию «Бахчисарайского фонтана», где она жалуется, что «еще утро, я не растанцевалась». Как выверено каждое ее движение, улыбка, взгляд. Но когда она начинает говорить, сразу становится понятно, что она абсолютно естественна: это настоящий дар.

Из-за маленького роста, к сожалению, в Мариинке многие ведущие партии ей не давали. Сейчас Женя танцует в Большом театре в качестве примы-балерины.

В завершение хочу сказать, что этот фильм определенно стоит посмотреть. В нем нет непонятных обычному зрителю слов, в нем очень разносторонне и с любовью показаны балерины и их труд. Его интересно смотреть даже тем, кто совершенно не интересуется балетом: прекрасное всегда притягивает взгляд, а особенно, когда это прекрасное сопровождается интересным закадровым текстом.

Сейчас «Балерина» вполне доступна для скачивания: здесь и здесь.

 

About Black_Swan

Оля Воронина: несостоявшаяся балерина, квалифицированный переводчик и любимая жена и мама. Живу в самом прекрасном городе у моря и страдаю неизлечимой формой шопоголизма.
This entry was posted in Балет, Книжная полка, Пленники Терпсихоры and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

22 Responses to Балетный кинозал. Часть 1

  1. Саша says:

    О,да!”Балерина” просто чудесный фильм!
    Мне еще очень нравиться коротко метражка “Танцы по будням и в праздники”

  2. Спасибо, Оля! Буду смотреть.

  3. Юлия says:

    Очень интересный фильм. Мне безумно понравился)

  4. Vasilina says:

    так еще нормально и не подписалась на блог, вечно по ссылкам хожу(
    очень интересный пост и я знаю, что мы будем смотреть вечером:) и очень понравилась история с диском – так мило и трогательно!

    • Black_Swan says:

      Василина, надеюсь, ты не обиделась, что я чуть-чуть подправила твой комментарий – сюда могут заходить некоторые мои коллеги, не хочу, чтобы они были в курсе раньше времени) Но спасибо-спасибо-спасибо тебе огромное!)
      А фильм обязательно посмотри, действительно интересно. У меня даже муж смотрел (как минимум, одним глазом точно!))

  5. Алена says:

    Поставила фильм на закачку, а пока хочу спросить: что значит иксовые ноги? часто вижу это выражение, но пошарив в инете увидела много упоминаний и ни одного объяснения )))

  6. Ротбарт says:

    Извините, что вламываюсь без приглашения, но решил отписаться, т.к. здесь уже не в первый раз, поскольку нравятся и автор и содержание (кроме косметических тем, естественно). :-)
    По поводу Сомовой и ее ног. Дело в том, что абсолютно прямых ног не бывает, даже если они выглядят таковыми. После колена всегда всегда идет легкая кривизна, даже если она заметна только при осмотре специалистом. О причинах здесь говорить нет смысла – для этого надо углубляться в анатомию и физиологию. Грубо говоря, если у прямо стоящего человека колени плотно сомкнуты, а лодыжки либо расходятся ( при сильном Х), либо сжаты менее плотно – то это “Х”. Если наоборот – “О”. Для балета считается лучше иметь легкий Х, такие ноги в спорте и в балете считаются “мягкими”.
    Но дело в том, что у Сомовой не “Х”, а искривление колена в сагиттальной плоскости (по латыни – genu recurvatum). Т.е она ходит и прыгает как кузнечик – коленками назад.:) У современных молодых балерин это не редкость (уж не знаю, с чем это связано). Например, похожие ноги у Новиковой. Но если у Олеси это все-таки выражено не так сильно, то у Алины ноги настолько кривые, что при вращениях создается впечатление, что ее шатает, а ноги напоминают колесо. Кстати, многие балетные знатоки (или вернее “знатоки”) говорят, что это – специально растянутые коленки. На самом деле – дефект сложения.

    • Black_Swan says:

      Во-первых,очень рада видеть здесь здесь мужчину-очень приятно,что вам нравится мой скромный бложик))
      У Новиковой потрясающе красивые ноги,так же как у Захаровой и той же Насти Матвиенко-именно за счет икса. У них он не чрезмерный и они умеют им пользоваться. Сомова же первые годы в театре вообще с трудом вращалась и не могла держать ось-молодец,что с таким прогибом она все же сейчас вполне успешно танцует. Удивительно,что ко всем иксовым ногам в большинстве случаев прилагается чудесный высокий подъем горкой-интересно,это объясняется как-то с физиологической точки зрения?

  7. Ротбарт says:

    Кстати, а почему вы начали с этого фильма? По хронологии следовало бы вначале посоветовать “Children of Theatre Street”. ;-)

    • Black_Swan says:

      Ну,во-первых,потому что это мой любимый документальный фильм про балет,а во-вторых у меня с ним связана приятная романтическая история.
      ну и в-третьих,мне совершенно не нравятся Дети с театральной улицы,даже несмотря на присутсвие там Грейс Келли))

  8. Саша says:

    Я надеюсь, Оля не обидится, что я отвечу за неё…
    Иксовые ноги- это когда колено сильно втянуто, икра развита снаружи.Очень яркий пример- Алина Сомова. Посмотрите её фото в профиль в пачке, все сразу станет понятно=)

    • Саша says:

      Ой,икра развита внутрь.Когда наружу- это сабельки( они чуть мощнее чем иксы выглядят,но тоже очень красиво)

  9. Алена says:

    Вроде бы поняла… Спасибо, Саша :-)

  10. Nataliksa says:

    И мне балерина понравилась,случайно наткнулась на ютюбе,не смогли оторваться пока все части не просмотрели:)

  11. Алена says:

    Вчера наконец то добралась и посмотрела “Балерину”… Ну что сказать… Потрясающе) Все кажется таким простым и неземным на спектакле и тут же то как дается все это на репетиции… Хочется посмотреть что нибудь еще подобное)

    • Black_Swan says:

      Я как закончу с постом про пуанты, обязательно продолжу серию “Балетный кинозал”!
      Рада, что понравилась “Балерина”)

  12. Таня says:

    Оля, а не подскажете, можно ли где-то найти полностью фильм, фигурирующий в YouTube под названием Vishneva – Vaganova Academy. Он там кусочками и не до конца… Кусочки вы, наверняка, и сами видели, а целиком фильм нигде не попадался вам? Я ищу, но пока ничего удобоваримого не нашла.

    • Black_Swan says:

      Нет, к сожалению.
      Если вы из Москвы, возможно, на Горбушке что-то есть – там всегда есть балетные редкости, нужно поспрашивать. А так, в сети, я не встречала, честно говоря.

  13. Ольга says:

    Фильм “Балерина” смотрела неоднократно. Хороший. Доступно и интересно рассказывают, показывают. Особенно интересно было посмотреть про прием в Вагановскую Академию.
    Вишневу и Лопаткину обожаю, Захарова меньше нравится, мне она кажется холодноватой, – в танце значительно больше техники, чем чувств.
    Алина Сомова – приятная девочка. Но до роли Белого/Черного Лебедя еще не доросла. Эта роль не для девочки-подростка, а для женщины.
    Евгения Образцова очень мила, доброжелательна. Роль Джульетты – однозначно ее.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Subscribe without commenting