Балетное чтиво

Читать я люблю. С самого раннего детства, когда, наконец, отучилась врать маме, заставлявшей меня взять в руки книжку, что «у меня язык болит», для меня открылся вначале веселый мир Григория Остера и Астрид Линдгрен, а потом романтичная и такая ненастоящая Франция Александра Дюма. На этом все как-то пошло по наклонной и я вдруг заметила, что читаю одновременно три книги и периодически (видимо, от жадности) порываюсь начать четвертую.

Среди всего литературного многообразия, у меня на полке скопилось несколько интересных книжек про балет, балерин и всякие там пачки с пуантами. Ну что ж, надеюсь, язык у вас не болит))

 

Учат в школе

Начнем с балетных букварей. Если вы занимаетесь непрофессионально, если ваш ребенок слезно просит отдать его в балетную школу или если вам просто интересно узнать, что оно такое скрывается под страшным словом «антрашакатр», вы просто обязаны иметь эти книги дома.

А.Я Ваганова «Основы классического танца»

Основа основ и основами погоняет. Здесь все понятно, разложено по полочкам и даже проиллюстрировано. Не зря «система Вагановой», в которой грамотно и логично переработана французская, итальянская и русская школа балета, до сих пор считается лучшей в мире.

 

Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца

Эта книга – настоящее подспорье для педагогов. Авторы скрупулезно указывают на те требования, которые гарантируют успех и в старших классах, и позднее – в сценической деятельности. Приводятся секреты индивидуального мастерства педагогов на этом этапе обучения.

 

Юлия Яковлева «Азбука балета»

Лично мне не нравится ни автор, ни конкретно эта книга. Она написана в слишком современном ключе, я бы даже сказала простецком. Но это мой взгляд – взгляд взрослого человека, не раз плакавшего на «Жизели». Хотя Юлия и пишет, что «эта книжка написана для детей, но ее могут читать и взрослые: все равно ведь в балете, как правило, не разбираются ни те, ни другие. И оттого думают, что балет это очень скучно, трудно, непонятно и про лебедей».

Но это я занудничаю, конечно. Книгу стоит купить как минимум из-за прекрасных фотографий – это так называемые «закулисные фото», где обычные ученицы Академии им. Вагановой сфотографированы на уроке, уставшими, припавшими к станку, завязывающими пуанты, поправляющими на себе пачку… В общем, застигнуты за теми самими ежедневными рутинными занятиями, которые нам, непосвященным, кажутся невероятно прекрасными.

А еще меня умиляют названия глав: «Секретное примечание для родителей», «Как отличить балетных танцовщиков от людей», «Кто такие балерины и почему быть балериной в общем-то хорошо, но лучше не надо», «Приключения иностранца в России» (это про Петипа) и «Курс молодого зрителя».

Мемуары

Воспоминания балерин и танцовщиков занятное, в общем-то, чтение. Некоторые личности вызывали у меня такое неприятие, что после этого на их танцы я смотрела уже совершенно иначе – хотя раньше могла только восхищаться. И наоборот. Но главное, некоторые из них чуть-чуть приоткрывают завесу тайны – тайны о том, что же такое балет на самом деле.

Майя Плисецкая «Я, Майя Плисецкая»

Собственно, название полностью отражает суть. Понятное дело, мемуары – это субъективные воспоминания автора о себе и близких ему людях. Но у Плисецкой в каждом предложении только и слышится бесконечное  яяяяяяяяя. И в каждом абзаце – враги, преследователи и недруги. Майя Михайловна – харизматичная женщина, со сложным категоричным характером. Мне было тяжело читать эту книгу  – с каждой страницей я все больше и больше разочаровывалась в балерине. Но, опять же, это мое личное восприятие, которое я никому не навязываю. Язык, правда, скудный, но фото замечательные.

Екатерина Максимова «Мадам Нет»

Это полная противоположность предыдущей книги. Читается взахлеб и, главное, после прочтения, остается такой  светлый осадок, что тут же хочется начать сначала. Описаны годы учебы, работы в Большом театре, заграницей, страшная травма, с последствиями которой балерина боролась всю оставшуюся жизнь, болезненное и унизительное увольнение из Большого, последующее возвращение в качестве репетитора – с любовью написано о работе с молодыми балеринами, включая незабвенную Волочкову (впрочем, даже спокойная Максимова долго ее не выдержала). Екатерина Сергеевна становится настолько близкой и понятной после прочтения книги, что когда в 2009 году совершенно неожиданно объявили о ее смерти, я разрыдалась прямо на работе – будто потеряла близкого любимого друга…

Сама книга прекрасно оформлена – яркая, с превосходным качеством печати, с большим количеством фотографий. Замечательный подарок – если вам, конечно, удастся ее найти в продаже.

 

Наталья Макарова «Биография в танце»

Интересная, прекрасно написанная и оформленная книга. Увесистая и дорогая, с чудесными фотографиями. Наталья, одна из первых «балетных беженок», искренне сомневается в своих способностях, бесхитростно описывает свои ошибки и неудачи, болезненно вспоминает о принятом решении не возвращаться в Союз, очень живо описывает борьбу со своим прекрасным телом, которое было неспособно к принятым на Западе нагрузкам, с любовью говорит о своих многочисленных партнерах… Можно продолжать и продолжать, но лучше прочитать – этот огромный том я проглотила буквально за три дня, переживая все волнующие и яркие моменты вместе с Натальей.

На сегодня всё. Приятного чтения. Продолжение будет обязательно!

About Black_Swan

Оля Воронина: несостоявшаяся балерина, квалифицированный переводчик и любимая жена и мама. Живу в самом прекрасном городе у моря и страдаю неизлечимой формой шопоголизма.
This entry was posted in Балет, Книжная полка and tagged , , , , , , . Bookmark the permalink.

18 Responses to Балетное чтиво

  1. Nataliksa says:

    Боже мой как интересно! Хочется бежать за этими книгами,особенно за мемуарами! Я темная даже не знала что есть такие. Спасибо Оля как всегда что просветили.
    А по поводу Плисецкой я подозревала.что она сложная женщина,настоящий Скорпион.

    • Black_Swan says:

      Наташа, если вы из Одессы, с удовольствием дам вам их почитать – книги дорогие и некоторые из них найти сложно, а мне совсем не жалко поделиться))
      Единственное, моей любимой Максимовой нет – ее мой со-блогер Настя увезла в Киев

  2. Nataliksa says:

    Оля, я буду очень очень благодарна!

  3. Ольга says:

    Оля, очень интересно, спасибо за рекомендации. Буду ждать продолжения.
    Я, когда читаю ваш блог, всегда думаю – как хорошо, что есть такие девочки как вы! Честное слово!))
    Интересно, а на английском вам попадалась литература о балете, или переводная, может быть чьи-то мемуары?
    Кстати, если не возражаете, я вам в личку отправлю ссылку на один интересный жж. В нем, если можно так сформулировать, взгляд на балет со стороны концертмейстера.

    • Black_Swan says:

      Ой, спасибо большое, так приятно))
      Переводная у меня пока только одна книга, по технике танца, я о ней в следующий раз напишу. А на английском читала только Ballet shoes (Балетные туфельки), это художественная литература, для маленьких девочек)
      Можете прямо сюда кинуть ссылку, буду очень благодарна.
      Я читала целую книгу концентмейстера, о работе в театре и, в частности, о работе с Екатериной Максимовой. Книга неопубликована, доступна для скачивания только на балетном форуме. В следующей части я о ней обязательно напишу!

  4. Ира says:

    Оля, спасибо, интересный пост. Книгу Плисецкой я в первый раз тоже с трудом читала, но потом привыкла как-то, что ли. Все-таки, согласитесь, редкая балерина читает литературу, разбирается в живописи. А еще давно ищу книгу Максимовой. Откройте секрет, где Вы ее купили? На Озоне нет, в интернет магазинах Украины я тоже не нашла…

    • Black_Swan says:

      На самом деле – не такая уж и редкая. Как говорил один небезизвестный педагог “Дуры не танцуют!”. Если балерина пустая, не думающая, ничего не знающая, ничем не интересующаяся – это все выплывает на сцене, не оставляя после себя никаких эмоций. В сухом остатке – танцующий бездумный механизм, на такой смотреть никому не интересно…
      Плисецкую я безмерно уважаю и восхищаюсь ею как балериной – но как личность, как человек она меня несколько разочаровала. Хотя кто я такая, чтобы обсуждать саму Майю Михайловну? В общем, замолкаю))

      Максимову мне муж привез совершенно случайно из Харькова. Там, в центральном книжном он обратил внимание на полку, где стояло несколько “балетных” книг. Зная, что я давно ищу “Мадам, Нет”, спросил у консультанта – а она принесла ее со склада, с чуть надорванной обложкой – это был последний экземпляр.
      Попробуйте поискать еще на Петровке (кажется там в Киеве книжный рынок?) Одно время она там была точно

  5. Ира says:

    Оля, спасибо, буду искать.

  6. Эллина says:

    Есть ещё одна замечательная книга о балете – Аким Волынский “Книга Ликований. Азбука классического танца”, первое издание было в 1925 году, второе – 2008. Автор рассказывает о балете, как о высоком виде искусства.

    • Black_Swan says:

      О, я про нее много слышала, но все руки как-то не доходили купить! Посмотрела сейчас, ни в одном онлайн-магазине нет в наличии((

  7. Саша says:

    Ой,«Мадам Нет» просто чудо чудесное!
    Есть ещё премилая книга ” История одной девочки” про детство Галины Улановой. Она детская,но и мне было приятно прочесть.

  8. арил says:

    Оля, я о Майе Плисецкой. Книга М.Плисецкой скорей всего о советском времени. Время тяжёлое. Она ведь с 1925 года. Годы страшные, сталинские. А потом, в театральном мире тоже ведь уметь надо выживать. В Плисецкой я не нахожу ничего плохого. Это ЛИЧНОСТЬ. С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Как раз в ней никакого высокомерия не было. А Вы, Оля, наверно очень молодая. И о тех годах в стране знаете из книг (а может и не знаете, и Слава Богу!) И попробуем не судить, а понять этого человека. Всего Вам хорошего!

    • Black_Swan says:

      Если вы пишете “скорее всего” – следовательно, вы книгу не читали.
      Кто оспаривает, что Плисецкая – личность? Кто находит в ней что-то плохое? Я высказала свое личное мнение, сложившееся после прочтения ее мемуаров – заметьте, не биографии, написанной кем-то другим, с субъективным взглядом.
      И последнее – вы пишете “попробуем не судить”. А кто дал вам право судить о том, сколько мне лет, что я знаю, а чего нет, и сколько книг я прочитала?

  9. Галина says:

    Книгу Плисецкой читала много раз. Из нее впервые узнала правду о октябрьской панике в Москве в 1941 году. А потом подтверждения в мемуарах Мироновой, Вишневской. Майя Михайловна – удивительная женщина. О таких говорят, Господь поцеловал. И сколько бы она не якала, все равно будет мало. Ее заслуги переоценить невозможно.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Subscribe without commenting